История зарубежной журналистики 20 век



Тема 1. Становление и развитие радиовещания и телевидения в                                       зарубежных странах.
Г. Маркони и А. Попов изобрели способ безкабельной передачи информации на расстояние путем электромагнитных волн – рождение радио. В 1906г Ли де Форест изобрел аудион – передача звуков. Идея организации регулярного вещания – Дэвид Сарнов ( еврей-эмигрант, родился в Росси, уехал в 14 лет). Сарнов в 1912 году первым принял сигнал с «Титаника».
В начале 1920-х гг. регулярно вещающие радиостанции почти одновременно появляются и в других западноевропейских странах. В Германии, однако, процесс распространения радио искусственно сдерживался вплоть до 1926 г. ввиду того, что не только вещатели, но и лица, имеющие приемные радиоустройства, должны были сдавать обязательный экзамен по радиотехнике, а при покупке радиооборудования необходимо было уплатить высокий налог. После отмены этих ограничений Германия стремительно превратилась в одну из стран с высоким уровнем радиофикации: в 1929 г. там было зарегистрировано более 2,5 млн. радиоприемников. Большой интерес в радиовещанию проявили восточноевропейские страны, возникшие после первой мировой войны на обломках Австро-Венгерской и Российской империй. Так, в Чехословакии регулярные радиопередачи пражского радио ведутся с мая 1923 г. В наиболее отсталых странах тогдашней Европы (например, Болгарии) регулярное радиовещание было организовано лишь в конце десятилетия.
На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Таким образом, в течение всего лишь одного десятилетия радио уверенно заявило о себе как о новом, стремительно развивающемся средстве массовой информации.


Производившиеся в 1920-е – 1930-е годы в ряде стран мира эксперименты по передаче изображения на расстояние привели к началу регулярных телепередач в канун второй мировой войны в Великобритании, Франции, Германии, США. В Германии телевещание было начато в 1935 г. под нацистским контролем. Осуществленная в следующем году телевизионная трансляция с Летних Олимпийских игр в Берлине была использована нацистами для пропаганды превосходства немецкой науки и технологий. Во время войны Берлинский телевизионный комплекс был разрушен.
Начавшиеся в ноябре 1936 г. регулярные телепередачи Британской вещательной корпорации прекратились в сентябре 1939 г. в связи со вступлением Великобритании во вторую мировую войну. Развитие телевещания во Франции, стартовавшего в 1935 г., также было прервано с началом войны.
Уже в довоенный период были осуществлены первые прямые телерепортажи с места событий (на германском ТВ – о спортивных состязаниях берлинской Олимпиады 1936 г., на Би-Би-Си – о регате в 1938 г.). Началось становление других телевизионных жанров и форм: так, в предвоенные годы телевидение Би-Би-Си предлагало своим зрителям выпуски новостей, драматические, оперные и балетные спектакли, кабаре – шоу, концерты, мультипликационные фильмы для детей.


Основная литература:

Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929 [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. Электрон. текстовые данные. М. : Аспект Пресс, 2010. 416 c. 978-5-7567-0589-8. Режим доступа: http://www
История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007..iprbookshop.ru/8852.html
История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 c. 978-5-7567-0658-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8949.html
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. – М.-Ростов н/Д., 2003.
Задание.
Прочитать "Беседы у камина" (История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007).
Написать комментарий к видеороликам.



Информационная политика оккупационных властей на территории Германии 1945 – 1949 гг.

После окончания второй мировой войны, закончившейся безоговорочной капитуляцией Германии, страна была поделена на четыре зоны оккупации – американскую, английскую, французскую и советскую. Кроме раздела Германии на четыре зоны оккупации, в соглашение входили пункты об образовании двух районов с польским управлением, о переселении немцев из восточных земель (Восточной Пруссии), о создании центральных и земельных органов власти под контролем союзников, а также механизмах выплаты репараций. (лат. восстановление; в межд. праве –полное или частичное возмещ. матер. ущерба, причинен. войной). Возрастающая напряженность между странами-победительницами привела после Лондонской встречи министров иностранных дел (25 ноября – 15 декабря 1947 г.) к окончательному расколу мира на два лагеря и возникновению «железного занавеса», который существовал до 1989 г.
Информационная политика стран-победительниц в послевоенный Германии соответствовала общей оккупационной политике каждого из этих государств. До конца мая первого послевоенного года газеты появились в Кёльне, Франкфурте, Касселе, Брауншвейге, Эссене и Бамберге. В 1945 г. 31 печатное издание заложило фундамент демократической прессы. Благодаря военным властям в 1945-49 гг. в западных оккупационных зонах сформировались основы новой немецкой демократической прессы.
В американскую зону оккупации входили Бавария, Гессе, часть Баден-Вюртемберга и свободный ганзейский город Бремен. Политика американского оккупационного правительства в области СМИ в Германии была обусловлена общими принципами и целями США по отношению к поверженной Германии. Доктрина информационного контроля была сформирована на основе деятельности отдела, разрабатывавшего в военные принципы и методы психологической войны.
Берлинское заявление от 5 июня 1945 г. объявило главнокомандующих союзных армий военными губернаторами оккупационных зон и наделило их всей полнотой власти в Германии. Во всех оккупационных зонах были назначены коменданты (губернаторы): в британской- фельдмаршал Монггомери ( с 1947 генерал Робертсен, в советской – маршал Г. В. Жуков (с 1946 г. –маршал В. Д. Соколовский), в американской – генерал Д. Эйзенхауэр (с 1947 г. – генерал Клэй), во французской – генерал Кениг. Союзники учредили Контрольный совет. Первое заседание Контрольного совета состоялось 30 июля 1945 г. Совет постановил распустить нацистские и военные организации и отменить все законы «третьего рейха». Высшей законодательной, исполнительной и юридической властью в американской оккупационной зоне наделялся главнокомандующий вооруженными силами США в Европе генерал Эйзенхауэр
В основу политики США в области формирования СМИ в оккупационной зоне был положен и план, разработанный в последние месяцы войны группой американских и английских специалистов. Он подразумевал три ступени воссоздания прессы. Первая – полное запрещение любой информационной деятельности – от нацистской печатной периодики и до газет, выходивших в третьем рейхе. Вторая предполагала заполнить «информационный вакуум» через выпуск информационных бюллетеней для населения. Третья – создание информационных  служб и издание газет под контролем военных властей. 
В соответствии с этим планом уже в ноябре 1944г. стал выходить официальный орган военного командования США в Европе – газета на немецком языке «Нойе цайтунг» («Новая газета»). С 17 октября 1945 г. «Нойе цайтунг» выходила в Мюнхене под редакцией  Ханса Хабе. Тираж «Нойе цайтунг» в 1948 г. достигал 2 млн экз. Содержание газеты составляла информация из всего мира, комментарии, статьи о культуре, снабженные фотоиллюстрациями. Среди авторов не было журналистов и американскими фамилиями, не было и обширной информации и о США. Полной противоположностью «Нойе цайтунг» была газета вышедшая 8 августа 1945 г. «Альгемайне цайтунг» редактором был Ханс Валленберг («Всеобщая газета»), которая была создана американцами в ответ на создание 2 августа в английской зоне оккупации информационного листка «Дер Берлинер» («Берлинец»).
Первую группу в Американской зоне оккупации составляли военные газеты оккупационных властей, ориентированные на немецкое население.
Вторую группу печатных изданий составляла так называемая лицензионная пресса. Будущая надрегиональная газета «Франкфуртер рундшау», вышла 1 августа первого послевоенного года в разрушенном Франкфурте-на-Майне. Согласно решению американского командования, любые формы критики оккупационных властей на страницах газет запрещались. Указ генерала МакКлюра о возрождении немецкой национальной прессы был опубликован 1 августа 1945 г. в первом номере «Франкфуртер рундшау».
С 1октября 1946 г. «Франкфуртер рундшау» выходила три раза в неделю. На третьем году существования в августе 1947 г. появился общегерманский выпуск «Франкфуртер рундшау». Это был вечерний выпуск, датировавшийся следующим днем и предназначавшийся для читателей на всей территории Германии и за рубежом.
Помимо печати газеты «Франкфуртер рундшау», издательский дом выпускал различную печатную продукцию: по заказам американцев – информационный листок оккупационного правительства «Америкен Бюллютин», плакаты «Оккупейшен Хроникал», немецкие бюллетени типа «Миттайлюнген дер банк дойчер лендер» («Сообщения банка немецких земель»). Первые три года до заседания Совета Парламента 1 сентября 1948 г. и в течение четырех лет до принятия 8 мая 1949 г. Основного закона ФРГ, в ст. 5 которого гарантировалась свобода печати, Печатно-издательский дом находился под непосредственным контролем американских оккупационных властей.
Американские военные власти понимали, что новые печатные издания на территории Германии нуждаются в информации. С этой целью 29 июня в Бад Наухайме была основана Германская служба новостей. 4 сентября после строительства трансляционной станции под Франкфуртом-на-Майне она, получив название  - ДАНА (Германское всеобщее агентство новостей), вместе с британской информационной службой начала регулярную передачу новостей по телеграфу. Уже в декабре 1945 г. ДАНА заключила договоры с американскими информационными агентствами – АП, ЮПИ и ИНС – об обмене информацией. ДАНА получила юридическую форму общества с ограниченной ответственностью (ГмбХ). 14 декабря 1946 в ДАНА произошли перемены: на общем собрании 89 новых владельцев лицензии приняли решение о переименовании с 1 января 1947 г. ДАНА в ДЕНА (Германское агентство новостей). В1949 был создан Наблюдательный совет, который следил за финансовым состоянием агентства.
Почти аналогичной политики в области СМИ придерживались британские оккупационные власти, хотя были и различия. В мае 1948 г. был образован зональный совет прессы и земельные комиссии по вопросам прессы. В 1945 г. в Британскую зону оккупации входили сегодняшние земли Шлезвиг-Гольштейн, свободный ганзейский город Гамбург, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Востфалия.
Главное отличие информационной политики в британской зоне оккупации состояло в том, что разрешалось создание партийных газет, так как уже в августе 1945 г. было разрешено создавать политические партии. В британской зоне оккупации к ноябрю 1945 г. было 18 лицензионных газет. В самом начале после поступления заявки на лицензирование, военные власти проверяли просителей лицензий на партийно-политическую лояльность у бургомистров городов, затем отказались от этого. Лицензию мог просить один человек. Каждый заявитель лицензии должен был представить нулевой номер газеты. К февралю 1946 г. был запланирован выход 40 газет, 17 из которых должны были получить лицензию на издание в марте. С. 333
18 сентября 1945 г. вышел нулевой номер «Норддойче цайтунг» («Северогерманская газета»). Согласно концепции, она должна была выходить каждые два дня. 1/8 номера отдавалась под объявления. Первая полоса посвящалась мировым событиям, 2-я – комментариям, 3-я немецким новостям, 4-я – местной информации и спорту. Объявления помещались на второй, третьей и четвертой страницах.
10 ноября 1945 г. британские власти заявили о создании новой газеты для своей оккупационной зоны под названием «Ди вельт» («Мир»). Хотя газета «Ди вельт» издавалась немецкой редакцией, в течение 7 лет она находилась в руках британских оккупационных властей, поскольку с начала планировалось представлять ее в качестве образца газеты, а также с самого начала она должна была выполнять функцию печатного органа оккупационных властей, как «Нойе Цайтунг» в американской зоне и «Тэглихе Рундшау» – в советской. 
К сентябрю 1946 г. в британской зоне оккупации возникло 42 издания, которые по партийной принадлежности распределялись так: 13 были органами  СДПГ, 10 – ХДС[1], 7 – ХДС, 7 – КПГ, 3 – СвДП, 2 – партии центра. Лишь семь газет объявили себя надпартийными. 30 мая 1947 г. ДПД (Дойче прессе динст) преобразована в общество ограниченной ответственности (ГмбХ0, во главе которого было 48 держателей лицензии. В их числе выступала и газета «Вельт». Правление состояло из трех редакторов газет – Пауля Бугдана («Хамбургер эхо»), Антона Бетца («Райнише пост») и Георга Маккно («Фленсбургер тагеблатт»). В наблюдательном совете состояло 12 человек.
Крупнейшая бульварная надрегиональная газета «Бильд-цайтунг» создана в 1952 г. также в британской зоне оккупации по образцу английской «Дейли миррор». Ее задача определялась так: стать «рупором народного духа». Она была самой доступной для населения.
Военные власти французской зоны оккупации (в нее входили Саарланд, Рейнланд, Пфальц, части Бадена и Вюртемберга) сразу заявили, что в информационной политике они «пойдут своим путем». Они с самого начала искали середину между Востоком и Западом, но, по заявлению генерала де Голля, это была политика, «отличавшаяся от деяний ангела». Однако, по темпам осуществления своей политики они отставали также, как и британцы, от американцев. Лишь в мае 1947 г. состоялись земельные выборы. Они не отдавали предпочтения каким-то политическим партиям, не разрешив в мае 1947 г. председателю СДПГ в британской зоне Курту Шумахеру вести предвыборную борьбу. Французские власти последними отменили систему лицензий.
Первые печатные издания стали появляться во французской оккупационной зоне уже в августе 1945 г. Первый номер «Баденер тагеблатт» («Баденский ежедневный листок») датирован 8 августа. В августе вышел первый номер газеты «Нойе саарбрюкер цайтунг» («Новая саарбрюкенская газета»). В сентябре вышло пять газет – в Констанце, Людвигсхафене, Оберндорфе, Тюбингене и Фрайбурге. 1 сентября 1948 г. стала выходить немецкоязычная газета «Вест-аусгабе» («Западное издание»). Большинство типографий было разрушено. Тем не менее осенью 1945 г. в оккупационных зонах было образовано 13 газет, а французские военные власти, по сути, только начали работать над созданием печати лишь зимой 1946 г., когда была разрешена деятельность политических партий, профсоюзов и молодежных организаций.
Газеты своевременно получали информацию, в 1947 г. в Баден-Бадене было создано агентство – «РЕЙНА» («Рейнское агентство новостей»), переименованное позднее в – «Зюдена» («Южно-Германское агентство новостей»), а затем преобразованное в национальное немецкое агентство ДПА.
Французские военные власти считали, что демократизации служит создание журналистских союзов и объединений издателе, открытие журналистских школ.  
В советской зоне оккупации (СЗО), в которую входили Браденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия, строительство послевоенной системы прессы осуществлялось по образу и подобию СССР – по вертикали и горизонтали, однако с учетом национальных особенностей Восточной Германии – многопартийной политической системы.
Первые газеты, появившиеся после капитуляции Берлина 2 мая 1945 г., были еще фронтовыми. Они так и назывались «Фронтовые газеты». Новости для немецкого населения». 15 мая 1945 г. вышел первый номер зональной военной газеты для немецкого населения «Тэглихе Рундшау» – «Ежедневное обозрение»). В самом начале в редакции работали преимущественно советские офицеры, затем – возвратившиеся из эмиграции немецкие журналисты. В течение года тираж газеты повысился со 150 тыс. до 800 тыс. экз. Также выходили «Информационные листки для немецкого населения». 21 мая 1945 от имени Советского военного командования появилась газета «Берлинер цайтунг» («Берлинская газета»), которая через месяц была передана в ведение магистрата Большого Берлина.
В СЗО принадлежало 44 газетных предприятия, имевших свои типографии: в Берлине – 9, в Тюрингии –14, в вольной земле Саксонии –8, в провинции Саксония – 4, в Бранденбурге -: и в Мекленбурге – 3. Однако на их базе большей частью создавались коммунистические газеты.
В апреле 1946 г. произошло принудительное объединение КПГ и СДПГ, в результате которого была образована СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Затем последовало слияние земельных печатных органов обеих партий. В каждой земле выходили газеты от имени СЕПГ. СДПГ создала газету «Форвертс» («Вперед»), которая выходила в Берлине. Летом 1948 г. в СЗО были созданы еще две партии НДПГ (Национальная демократическая партия) и ДКПГ (Демократическая крестьянская партия). Печатным органом НДПГ была газета «Националь-цайтунг» («Национальная газета»), ДКПГ имела малотиражную газету «Бауэрн-эхо» («Крестьянское эхо»).
После окончания периода лицензионных газет СЗО и образования ГДР 7 октября 1949 г. вместо земельных газет было основано 15 окружных газет СЕПГ, а в период с 1953 по 1960 гг. – около 600 деревенских газет.
Радио стало важнейшим средством коммуникации между оккупационными властями и немцами. Поэтому в западных зонах оккупации, так же как и в СЗО, одной из первостепенных задач оккупационных властей явилось восстановление радиоиндустрии. Однако союзникам не удалось реализовать идею создания общего радиовещания во всех четырех зонах оккупации под надзором Контрольного совета.
В поисках новой системы телевидения и радиовещания оккупационные власти не хотели брать за основу ни систему электронных СМИ Веймарской республики, где радио и телевидение было государственным и закрытым от контроля демократических партий, ни организацию радио и телевидения во времена Третьего рейха, где они стали агрессивными пропагандистскими инструментами национал-социалистов. Перед союзниками стояла задача создать новую, приемлемую для современных германских условий систему вещания. В каждой оккупационной зоне власти создавали систему телевидения и радио, исходя из опыта собственной страны. Позиции оккупационных властей Великобритании, США и Франции сходились лишь в одном – в том, что вещание должно быть независимым от государства, политических партий и правительства. На территории трех западных оккупационных зон было решено ввести систему общественно-правового телевидения и радиовещания, все компании которой имели бы одинаковую структуру.
В американской оккупационной зоне с 12 мая 1945 г. начала работать Баварская радиокомпания под названием «Радио Мюнхена», с 2 июля – радио Штуттгарта и радио – Франкфурта, с23 декабря – радио Бремена. При выборе системы телерадиовещания самой оптимальной американцы считали частную форму. Однако по причине несостоятельности технических, организаторских и финансовых возможностей в послевоенной Германии эта система не могла быть применена. В результате была найдена модель общественно-правового телерадиовещения, допускавшая равные условия для участия в ней правительства и парламента с представителями общественных организаций. В 1946 г. в западном секторе разделенной столицы Германии америк. военная администрация создала радиостанцию под названием – «Рундфунк им американишен сектор» /РИАС («Радио в американском секторе»). Окончательное формирование системы радиовещания в американской зоне завершилось в1948-49 г. Второй радиокомпанией, рассчитанной на всю Германию, в западных зонах стала 1948 г. в Мюнхене радиокомпания – «Дер Байерише  рундфунк» («Баварское телерадиовещание»).
В британской оккупационной зоне первая программа новых властей транслировалась по радио из Гамбурга. Англичане в вещательной политике придерживались принципа централизации. За основу системы телевидения и радио была взята концепция британской вещательной корпорации БИ-БИ-СИ. Согласно этой концепции, на территории британской оккупационной зоны была создана единая телерадиокомпания со штаб-квартирой в Гамбурге. Вскоре компания получила название – «Нордвест Дойчер Рундфунк»/ НВДР («Северо-западное германское телерадиовещание»). Начиная с 1 января 1946 г. программы из Гамбурга принимались на всей территории британской оккупационной зоны.
В 1946 г. британское прав-во отправило в Германию Хью Чарльтона Грина, назначив его комиссаром по телевидению и радио и наделив широкими полномочиями. Британским оккупационным властям усилиями Грина к 1948 г. удалось создать на территории тогдашней британской оккупационной зоны систему телевидения и радиовещания, представляющую интересы граждан, а не политических сил и правительства земель, а также подготовить профессиональный персонал, в руки которого и было передано управление телерадиокомпанией, которая быстро распространилась на всю территорию ФРГ.
Во французской оккупационной зоне вещание началось в Баден-Бадене 20октября 1945 г. С марта 1946 г. радиовещание распространилось на всю зону. Французы, как и британцы, планировали создать централизованное телерадиовещание для всей контролируемой территории. Французы стремились воспрепятствовать возрождению партийных движений, развитию самоуправления в экономической, культурной и социальной жизни. 30 октября 1948 г. в эфир вышли программы «Зюдвестдойчер Рундфунк»/ЗВДР («Юго-западное телерадиовещание). В 1949 г. управление ЗВДР было передано немцам.
В советской зоне оккупации после начала передач Берлинского радио в мае 1945 г. постепенно сложилась собственная система радиовещания. После образования ГДР в 1949 г. во всех пяти землях были созданы радиостудии, имевшие статус государственных и подчиненные Государственному комитету по радиовещанию при Совете Министров ГДР. Изменения в структуре произошли в 1952 г. после принятия так называемого «Закона о дальнейшей демократизации общества».



Основная литература:

Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929 [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. Электрон. текстовые данные. М. : Аспект Пресс, 2010. 416 c. 978-5-7567-0589-8. Режим доступа: http://www
История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007..iprbookshop.ru/8852.html
История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 c. 978-5-7567-0658-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8949.html
Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.
Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. М., 1970.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. – М.-Ростов н/Д., 2003.



[1] Христианско-демократический союз (ХДС) в ФРГ, ведущая политическая партия оформилась в 1950 г., в бундестаге образует единую фракцию ХСС; Христианско-социальный союз в ФРГ (ХСС) бурж. партия основ. в 1945 действует на территории Баварии образует в бундестаге единую с ХДС фракцию



Журналистика Великобритании XX в.

Регулярное радиовещание началось в Великобритании с 1922 года. В том же году при участии Гульермо Маркони (1874 – 1937 гг.) и корпорации «Gепегаl Electric» («Дженерал электрик»), производившей радиооборудование, была создана British Broadcasting Comраny  (Британская радиовещательная компания – Би-Би-Си). Она имеет статус общественной организации. В 1930-е годы наступил расцвет Би-Би-Си. К началу второй мировой войны ее передачи принимало 98% населения Британских островов. С ноября 1937 года Би-би-си начала регулярное телевещание. Но вскоре началась война, и телевизионные передачи прекратились до 1946 года. В военное время Би-Би-Си уверенно вышла на мировой уровень, вещая на 45 иностранных языках. Ее информационная продукция выгодно отличалась от германской радиопропаганды своей обстоятельностью и объективностью.
           Телевидение Би-би-си в 1946 году возобновило свои передачи, но, ввиду ограниченности средств и прикованности внимания руководства корпорации главным образом к радиовещанию, оно в первые послевоенные годы было лишено возможности быстро развиваться. Тем не менее, аудитория его постепенно росла. Если в 1947 году в домах англичан было всего 14560 телевизоров, то в 1948 году – уже 126567.
Поворотным моментом в истории СМИ Великобритании стало 2 июня 1953 года, когда коронацию Елизаветы II смотрели по телевидению 20 миллионов человек. Трансляция шла также на зарубежные страны, в том числе на США. В этот день аудитория британского телевидения впервые превысила радиоаудиторию. Наступила эпоха нового СМИ, которому суждено было стать впоследствии для большинства англичан основным источником познаний о мире, в котором они живут.
По данным исследования 1954 года, абонентная плата поступала к тому времени уже от 3,2 миллиона телезрителей, что означало охват телевидением примерно 20% всех квартир и частных домов Великобритании.
В 1953 году возникли две общественные организации, начавшие между собой ожесточенную полемику. Одна из них – Национальный телевизионный совет, возглавляемый леди Вайолет Картер и Кристофером Мэйхью, -выступала против коммерческого телевидения. Другая – Ассоциация популярного телевидения под руководством лорда Дерби – поставила своей задачей «пробудить общественность страны к осознанию опасностей – социальных, политических и культурных, которые несет в себе монополия на быстро развивающееся телевидение.
В июле 1954 года консервативным парламентским большинством был принят Акт о вещании, разрешивший выдачу лицензий на коммерческое телевещание, которое должно было финансироваться с помощью рекламы. Однако под давлением оппозиции было решено  поставить коммерческое телевидение под контроль государственного органа – Управления независимого телевидения (Ай-ти-эй) – которое должно было контролировать систему передатчиков коммерческого телевидения, остававшуюся государственной собственностью, выдавать компаниям лицензии на вещание и осуществлять надзор за качеством программ и рекламы, показываемых по коммерческому телевидению. Ай-ти-эй, в свою очередь, было подчинено парламенту. Т. О., была создана уникальная, чисто британская, система коммерческого телевидения под государственным контролем.
В сентябре 1955 года начали вещание две первые компании, получившие лицензии на Лондон – «Ассошиэйтед-Редиффьюжн» и «Ассошиэйтед бродкастинг компани» (Эй-би-си). В феврале 1956 года компания «Ассошийэтед телевижн» (позднее переименованная в «Сентрел телевижн») начала вещание на Среднюю Англию, а в мае того же года компания «Гранада» – на Северную Англию. Эти четыре компании были объявлены «сетевыми», т. е., они были обязаны поставлять основные программы для всей сети коммерческого телевидения. В 1955 году создано также агентство новостей «Индепендент телевижн ньюс» (Ай-ти-эн), которое было коллективной собственностью всех коммерческих компаний и должно было поставлять для них информацию. Формирование сети коммерческого телевидения продолжалось до 1962 года, после чего Великобритания оказалась разделенной на 14 регионов вещания, примерно соответствовавших регионам вещания Би-би-си.
В первый год после создания финансовое положение независимого телевидения (Ай-ти-ви) было катастрофическим, что оно вынуждено было вести борьбу просто за выживание. В условиях, когда телеаудитория была очень небольшой (в 1955 году аудитория Ай-ти-ви в Лондоне не превышала 3% от числа всех британских квартиро- и домовладельцев), а доходы от рекламы практически отсутствовали, независимое телевидение вынуждено было прибегнуть к тем передачам, которые уже снискали себе коммерческий успех в США (в первую очередь, телевизионным играм), адаптировав их к вкусам британского зрителя. В 1957-58 г. аудитория Ай-ти-ви охватила 75% британских телезрителей. Лишь четверть аудитории осталась верной Би-би-си.
Вплоть до 1962 года Управление независимого телевидения продолжало политику фактического невмешательства в дела независимых телекомпаний и в вопросы их финансирования. Управление независимого телевидения позволяло им стабилизировать свое финансовое положение теми средствами, какие они считали наиболее эффективными.
В 1960 году расследования положения в коммерческом телевидении был создан комитет во главе с видным промышленником и финансистом Гарри Пилкингтоном, директором Английского банка и бывшим президентом Федерации британской индустрии. В докладе комитета, опубликованном в 1962 году, вещание Ай-ти-ви было подвергнуто уничтожающей критике за примитивность и безвкусность вещания.
Ее конкурент – Би-би-си, - которая раньше также подверглась нападкам государственных комитетов, хотя и по другой причине (за «скучность и элитизм») на этот раз был поставлен в пример. С. 10 После критики комитета Пилкингтона и издания в 1963 году нового Акта о вещании, обязавшего Ай-ти-эй резко ужесточить требования к качеству вещания, были разработаны обязательные требования к содержанию программ и их жанровому разнообразию, а также стандарты телерекламы.
В 1964 году начал вещание второй канал общественного телевидения – Би-би-си-2. Он сразу столкнулся с рядом серьезных трудностей. Перед ним встали обычные для всех новых каналов проблемы: ничтожные размеры аудитории и высокие расходы на производство программ. К этому добавились технические трудности. Би-би-си-2 должен был осуществлять вещание на более высоких частотах. К тому же, в 1966 году он стал первым в Великобритании каналом, начавшим, осуществлять цветное вещание (ан Би-би-си-1 и Ай-ти-ви оно началось три года спустя). Поэтому Би-би-си-2 начал вещать сначала в весьма скромных размерах, на первых порах только в Лондоне, потом в других крупных городах. Объем вещания Би-би-си-2 также долгое время был весьма скромным: всего по 4 часа в сутки, в вечернее время. Специфической чертой Би-би-си-2 было то, что все программы каждого вечера были объединены одной общей темой.
По мере того, как телевидение становилось господствующим средством массовой информации, радиовещание Би-би-си теряло свою популярность.
В 1968 году к четырнадцати регионам вещания коммерческого телевидения добавился пятнадцатый – Йоркшир, который был выделен в отдельный регион вещания.
Первые независимые (коммерческие) радиостанции появились в 1973 году. Это были две лондонские радиостанции: «Лондон бродкастинг компани» (Эл-би-си), передававшая новости и информацию, и «Кэпител рэйдио», передававшая радиоспектакли, развлекательные программы и музыку. Однако введение местного коммерческого радио не изменило существенно картины британского радиовещания, т. к. все четыре национальные радиостанции, охватывавшие вещанием всю страну, оставались в руках Би-би-си.
Телевидение же Великобритании вступило   в 70-е годы в период, который позже получил название его «золотого века». Становление второго канала Би-би-си позволило создать относительные устойчивость и равновесие между общественным и коммерческим телевидением. Однако стабильность «золотого века» объясняется не только устойчивым балансом между общественным и коммерческим телевидением, но и таким же балансом между серьезным и развлекательным началами в программах каждого из секторов. Этот баланс проявлялся как в жанровой специфике, так и в качестве программ. С одной стороны, общественное телевидение не стремилось быть только информационным и образовательным, а с другой – коммерческое телевидение не ограничивалось только развлечением. Каждое из них предлагало телезрителю смесь из серьезных программ, сделанных в развлекательном ключе, и развлекательных программ высокого качества.
В 70-е годы Би-би-си-2 окончательно нашел свое место в системе британского телевидения: он стал «культурным» каналом, каналом для элиты. Его обычные программы – опера, авангардистский театр, продолжительные научные передачи, образовательная программа «Открытый университет» и т. п. Даже когда Би-би-си-2 передает телевизионные игры, он сохраняет свой «интеллектуальный тон». Тем не менее, это равновесие между общественным и коммерческим телевидением порой нарушалось. 
Идея четвертого канала воплотилась в жизнь только после прихода в 1979 году к власти нового правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер. На этот раз были приняты все меры для того, чтобы пуск нового канала не вызвал на британском телевидении кризиса, подобного кризисам 1955 и 1962 годов. Финансирование четвертого канала было передано коммерческим компаниям, вещающим по третьему каналу (каналу Ай-ти-ви), за что они должны были получать доходы от рекламы, показываемой по четвертому каналу. Но, дабы сделать администрацию четвертого канала независимой от коммерческих вещателей, она должна была получать деньги из рук Управления  независимого вещания, которое в свою очередь, должно было собирать их в виде взносов от коммерческих компаний, оставляя определенный процент на собственное содержание.
В британском телевидении было отныне четыре канала: по два общественных и два коммерческих. Причем один их каждых этих двух (первый канал Би-би-си и третий коммерческий) был каналом для широкой аудитории, а другой (второй канал Би-би-си и четвертый коммерческий) был культурным каналом, каналом для меньшинства населения. В отличие от Би-би-си-2, который  ориентировался просто на образованное меньшинство, на элиту британского общества, четвертый канал был с самого начала задуман как канал для различных меньшинств: как этнико-национальных (негры, выходцы из Южной Азии и т. п.), так и социальных (пенсионеры, безработные, члены профсоюзов и т. п.), и «меньшинств по интересам» (любители оперы, джаза, охоты, рыбной ловли и т. п.). 
В 80-е годы развития эфирного телевидения в Великобритании пошло уже не по пути увеличения числа каналов, а по пути увеличения времени вещания. Эта экспансия началась в 1983 году открытием на Би-би-си утренней программы «Время завтрака» (нынешнее название – «новости за завтраком»), за которой последовало создание аналогичной программы на Ай-ти-ви («Доброе утро, Британия»), во многом копировавшей американскую «Доброе утро, Америка»
Британское телевидение отмечает юбилей 
(посмотреть видеоролик) 

Основная литература:

 Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929 [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. Электрон. текстовые данные. М. : Аспект Пресс, 2010. 416 c. 978-5-7567-0589-8. Режим доступа: http://www
История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007..iprbookshop.ru/8852.html
Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1929- 2013: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) / Г.В. Прутцков; Под ред. Я.Н. Засурского. – 2-е  изд., испр. и доп. – М.: ЗАО «Аспект Пресс», 2013.
История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 c. 978-5-7567-0658-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8949.html
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2012.



Журналистика США XX века

          По массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика США.
В периодической печати США нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1910 году в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий.
Процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в., привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.
В 1919 году в периодической печати США появился таблоид – новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы естественно занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты – «Нью-Йорк таймс» и др. также значительно расширили свою аудиторию. 
Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже веков.  Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Многие современники называли их «газетёнками» - и не только из-за небольшого формата. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации занимали в среднем 40 проц. Площади американских таблоидов – и только 25 проц. площади газет обычного формата.
Вымысел и домысел, слухи и скандалы, обычные для таблоидных газет, были призваны увлечь и развлечь обывателей. «Я даю им то, что они требуют», - заявил английский изобретатель таблоида Хармсворт (получивший впоследствие титул лорда Нортклифа). Понятие «таблоид» стало синонимом сенсационной скандальной прессы для невзыскательного читателя. Впоследствии по аналогии с таблоидными изданиями появились понятия «талоидная журналистика», «таблоидное телевидение», отождествляемые с откровенно шокирующими, этически спорными видами журналистской деятельности.
Поступательное развитие американской периодической печати продолжалось и после 1945. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 годов закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62% номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (в апреле 1963 г. «Нью-Йорк таймс» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг.). Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запугивание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.
В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).
Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 дол. За тонну в 1972 г. до 470 дол. В 1980 привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк таймс» с 50 до 85 центов к увеличению объема рекламы (газета получила от нее 10 млрд дол. в 1976., а в 1978 г. – 12 млрд дол.). Одновременно углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации. Например в 1975 г., сменили владельца 49 американских газет. В этот период 20 крупнейших корпораций контролировали более половины доходов от 11 тыс. журналов. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основал газету «Ю-Эс-Эй тудей» («США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, броской версткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с привычным экранным видеорядом. Газета имеет приложения (справочное, книжное, школьное).
Глубокие перемены происходят и в мире журналов. Еженедельные журналы новостей. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками Йельского университета Х. Люсом и Б. Хадденом. Создатели журнала предлагали насыщенную фактами, экспрессивно окрашенную картину разнообразных дел до новинок науки, техники, образования уловив потребности новых слоев среднего класса. Создатели журнала заявили, что несмотря на обилие содержательных периодических изданий в США, «народ в США большей частью плохо информирован». И предложили систематический отбор и строгую организацию журнального материала по двум десяткам тематических разделов, позволяющую читателю лучше ориентироваться в содержании журнала, суммирующего и интерпретирующего новости недели.
 Стремясь приблизить издание к новым слоям образованного среднего класса, Люс и Хадден ввели на его страницы элементы молодежного и студенческого слэнга, многочисленные неологизмы и экзотизмы, призванные повысить экспрессивность изложения новостей. Для завоевания внимания этой категории аудитории широко использовались материалы «человеческого интереса», призванные привлечь всеобщее внимание, (на темы спорта, отдыха и развлечений, межполовых отношений, здоровья, стиля жизни  и пр.)
Содержание журнала распределялось по десяткам небольших тематических текстовых материалов, близких по жанровым признакам к расширенной заметке, сжатой корреспонденции или репортажу. Многие из них (до 70 проц.), подготовленные на основе метода дайджестирования, представляли собой краткое переложение материалов «качественной» прессы. Вместе с тем редакция имела свои собственные службы исследования и документации, позволившие обеспечить журналу репутацию хорошо информированного органа печати. В результате в деятельности и облике «Time» удивительным образом сочетались черты издания для массовой аудитории – и «качественной» прессы.
Объявив, что миссия журнала – «видеть и показывать» мир, его создатели постарались придать ему черты издания, предлагающие читателю яркие, эмоционально окрашенные «картинки» действительности – почти визуальный имидж событий. Введение в «Time» иллюстративного материала, в частности, событийной фотографии, подкрепило эти черты издания.
Изначально журналу «Time» были свойственны элементы субъективности – в отличие от объективистского, внешне беспристрастного «содержания «качественных» газет. Х. Люс, скептически относившийся к классическим требованиям объективности и беспристрастности, полагал, что в журналистике всего важнее «честность», заключающаяся в том, что журналист не прибегает к искажению фактов, чтобы обосновать свою точку зрения, и не отвергает факты, подтверждающие иные точки зрения.
Нередко представленная на страницах издания информация не имела конкретных ссылок на источник, что вызывало сомнение в ее достоверности. Причиной этого было широкое применение редакцией метода дайджестирования: информация зачастую бралась из других изданий без ссылок на них и без указания на вторичность источников (более ценной является информация, полученная «из первых рук», от непосредственных участников и свидетелей событий).
Характерной приметой журнала стала персонализация новостей. Отбор информации о происходящих событиях строился на приоритетном внимании к тем новостным сюжетам, участниками которых были «звезды» политики, бизнеса, сферы развлечений: редакция «Time» работала под девизом «Имена создают новости». Находкой руководителей журнала, усиливающей эффект персонализации, стал «человек года «Time» - ежегодно называемый журналом герой новостей – как правило, из категории «звезд».
Общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей «Time» приобрел в тридцатые  годы большой коммерческий успех, общий тираж в 1960 г. перевалил рубеж 2,5 млн. экз., в 1970 г. достиг 4 млн. и сегодня составляет около 5 млн. экз., имеет более 40 зарубежных изданий.
Типологическим аналогом и конкурентом «Time» стал основанный в 1933 г. в США журнал «Newsweek» («Новости недели»). Между ними много общего, прежде всего в формате, оформлении, внутренней структуре и содержательных характеристиках. «Newsweek» был создан под руководством англичанина Т. Дж. С. Мартина, который до этого работал в качестве сотрудника редакции «Time». Мартин, хорошо изучивший внутреннюю редакционную деятельность «Time», использовал в новом издании многие идеи, выдвинутые десятилетие назад Люсом и Хадденом. При этом он стремился приглушить в новом издании присущий журналу «Time» субъективный стиль в передаче новостей.
«Newsweek» - влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей – посей день остается главным конкурентом журнала «Time» как на североамериканском, так и на международном рынке еженедельных новостных журналов для массовой аудитории. Он имеет 25 зарубежных изданий, а также международную версию, распространяемую в европейских странах. Тираж журнала – 3,1 млн. экз.
Современный массовый иллюстрированный журнал. Успех в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством Х. Люса  в 1936 г.
По мере формирования жанров фотожурналистики, накопления опыта экспрессивной визуальной документалистики фотографическая иллюстрация выходит на первый план как самостоятельный – и нередко доминирующий – компонент содержания иллюстрированного журнала. Этому способствовал прогресс полиграфического производства, обеспечивший возможность оперативного массового тиражирования качественных иллюстрированных печатных материалов. Массовые иллюстрированные журналы, привлекали рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений, на долю которых приходилось 80-90 проц. от общего уровня доходов издателей. Значительный приток доходов от рекламной деятельности позволял не только полностью покрывать расходы по выпуску и распространению тиража, обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую – ниже их себестоимости. Так, один экземпляр богато иллюстрированного журнала «Life» в 1938 г. продавался по цене всего 10 центов, что делало его доступным весьма широкому кругу читателей.
Вплоть до семидесятых годов история журнала свидетельствовала о постоянной (и небезуспешной) борьбе за расширение читательской аудитории. В начале шестидесятых годов тираж «Life» превышал 6 млн. экз. С 1946 г. в Париже осуществлялось двухнедельное европейское издание журнала. Принадлежность «Life» к массовой прессе подтверждается содержанием и оформлением журнала. Принцип созданной Х. Люсом журнальной прессы – «видеть и показывать» мир – был доведен в деятельности «Life» до полной реализации. События недели журнал представлял наглядно, «в картинах», каковыми служили оперативно и качественно подготовленные фотоиллюстрации.
Качественная фотография сочеталась с широко поставленной работой по сбору новостей как в национальном масштабе, так и за рубежом. В результате редакционные расходы «Life» на подготовку номера были вдвое-втрое больше, чем у журналов-конкурентов. В 1937 г. американским издателем Г. Коулсом был создан другой сходный по типу массовый иллюстрированный журнал – двухнедельный «Look» («Взгляд»), длительное время являвшийся конкурентом журнала «Life» был еженедельный «традиционный» иллюстрированный журнал «Saturday Evening Post», тираж которого к концу «золотого периода» иллюстрированной журнальной периодики – пятидесятых годов – достиг 6 млн. экз. (как и журнал «Look»). В 1945 г. на рынке журнальной периодики США появился массовый журнал для афроамериканцев «Ebony» («Черный»).
Несмотря на то, что журнал «Life» в 1959 достиг рекордного тиража, главной проблемой издания в области рекламной деятельности являлась конкуренция с телевидением. Последующие шестидесятые годы стали периодом непрерывного пересмотра концепции журнала с тем, чтобы он удержал и расширил завоеванные позиции в условиях соперничества с телевидением за рекламные доходы и роста издательских расходов. В 1962 г. «Saturday Evening Post» - некогда самый популярный иллюстрированный журнал США с его многомиллионным тиражом – впервые с 1891 г. потерпел убытки – и весьма значительные – 4 млн. долл.)
В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций. С 1970 г. по 1972 г. тираж журнала «Life»  упал с 8,5 млн. экз. до 5,5 млн. В конечном итоге возникла тупиковая ситуация: в случае продолжения издания расходы на выпуск журнала перекрывали бы поступающие доходы. Журнал был закрыт. Такая же судьба ранее постигла и журнал «Look», который в предыдущие десятилетия неуклонно наращивал свой тираж: в 1945 г. было распространено 2 млн. экз, в 1955 – 4 млн. Не достигнув намеченного пика распространения (8млн. экз.), журнал закрылся в 1971 г. как не обеспечивший необходимых показателей экономической рентабельности.
В октябре 1978 г. возобновлен выпуск «Life»  - уже в качестве ежемесячного иллюстрированного журнала – но, по замечанию американских исследователей М. и Э. Эмери, «без его знаменитой фотожурналистики». Выдающиеся фоторепортеры – члены прежней редакционной команды «Life» - перешли в другие журналы. Достигнутый в девяностые годы уровень тиража (1,7 млн. экз.) свидетельствует о том, что журнал продолжает оставаться крупным изданием – однако без прежнего ореола исключительной популярности и значимости. Восстановленный в 1979 г. под руководством Д. Филиппачи, журнал «Look» имеет ежемесячную периодичность.
Деловые журналы. Характерное для «качественной» прессы изобилие неинтерпретированных фактов не выглядело большим достоинством в глазах некоторых бизнесменов и промышленников, которые хотели бы получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую информацию и комментарий к ней. На запросы этой части аудитории ответили создатели еженедельного журнала «Business Week» («Деловая неделя»), выходящего в США с 1929 г.
Х. Люс использовал некоторые наработки, накопленные в период становления «Time», при учреждении в 1930 г. еще одного журнала деловых новостей – «Fortune» («Успех»), адресованного бизнесменам. Новый журнал, быстро утвердившийся на рынке периодики несмотря на условия экономического кризиса, предлагал наряду с обычной для делового журнального издания финансовой и биржевой информацией, новостями индустрии и торговли, также обширные сведения о новостях политической и общественной жизни США, о событиях в мире, излагаемые главным образом в сжатой и доступной форме. Стиль изложения и комбинация новостного и аналитического материала в журнале обеспечивали деловому читателю доступность и усвояемость предлагаемой ему разнообразной информации.
Соединенные Штаты в силу исторических причин опережали другие страны в развитии коммерчески ориентированной журналистики, большинство образцов для подражания были американскими. Это привело к распространению в международном масштабе однотипных вариантов периодических изданий.
Радиовещания
Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования. С наступлением мира фирмы-производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания. Быстрое развитие радиовещания поощрялось как со сторны корпораций – производителей радиотехники, деловых кругов, которые оценили его богатые перспективные возможности как средства коммерческой рекламы, так и со стороны многих политиков, осознавших огромный общественный потенциал радио – «газеты без бумаги и расстояний».
В начале двадцатых годов США были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. В ноябре 1920 г. экспериментальная радиостанция KDKA (Питтсбург), принадлежавшая электротехнической корпорации «Вестингаус», провела трансляцию первой заранее объявленной передачи о ходе президентских выборов в США, ознаменовавшую начало регулярного вещания. В развитии радиовещания в США изначально превалировали коммерческие аспекты. Выдача лицензий на право вести вещательную деятельность в этот период осуществлялась государственным департаментом коммерции.
Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922-1923 г.. В 1922 г. в США начинается «бум» радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций.  Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания. В 1926 г. приемные устройства имелись уже в каждой шестой американской семье. В 1926 г. под руководством Сарнова и при участии корпораций «Дженерал Электрик», «Вестингауз» и «Радиокорпорация Америки (RCA) была образована Национальная вещательная компания (NBC), на базе которой была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих радиостанций.
Часть радиостанций была специализирована на ведении образовательно-просветительских, а также религиозных передач. К 1925 г. 43 проц. всех созданных радиостанций вели вещание на коммерческой основе. В 1927 г. сформировалась вторая крупная сеть коммерческих станций – Колумбийская вещательная система (CBS).
В 1930 г. уже более 6 тыс. радиостанций вели передачи, прием которых осуществлялся 12 миллионами приемников. Радиовещанием были охвачены свыше 40 проц. американских семей.
В США между 1930 и 1938 г. количество радиоприемников возросло на 100 процентов, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91 проц. городских семей и около 70 проц. – сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф. Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95 проц. домов.
В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), в связи с усилением коммерческих вещательных организаций, рекомендовала информационным агентствам прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий.
Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними.
В тридцатые годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария.
Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» - претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода). Сентиментальные сюжеты «мыльных опер» были посвящены главным образом взаимоотношениям мужчины и женщины. Передачи транслируемые дневное время служили весьма удобным средством для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»).
Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г. коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций.
Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM), внедрение стереозвука позволили предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей.
В конце второй мировой войны в эфир выходили всего 25 средневолновых общественных радиостанций. В 1945 г. Федеральная комиссия по коммуникациям США выделила 20 каналов ультракоротковолнового вещания для некоммерческих станций. Однако развитие общественного радио сдерживалось из-за дефицита средств, поскольку финансировалось оно преимущественно из благотворительных фондов (главным образом – фонда Форда). До 1963 г. государство не оказывало финансовой поддержки образовательным станциям. Ситуация существенно изменилась в 1967 г., когда разрозненные общественные радиостанции были объединены в единую общенациональную систему – Национальное общественное радио (NPK). В девяностые годы общественное (некоммерческое) радиовещание в США вели около 1400 станций. 
Телевидения
В двадцатые-тридцатые годы в ряде стран мира проводили эксперименты по передаче изображения на расстояние, которое привело к началу регулярного вещания в канун второй мировой войны  в США. В стране, не испытавшей прямых последствий военных действий на своей территории – Соединенных Штатах, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. Становление телевидения как средства массовой информации происходило в основном в последующие два десятилетия.
Наиболее быстрыми темпами в послевоенный период телевидение прогрессировало в США, где 1939 г. в столице штата Нью-Йорк в г. Олбани начались первые регулярные телепередачи на базе станции, созданной радиокорпорацией NBC. Существенный импульс развитию телевещания в США, основы которого были заложены выходцем из России инженером В. Зворыкиным, придало решение Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC), разрешившей в 1941 г. использовать коммерческую рекламу в телепередачах. В том же году начала телепередачи радиокорпорация CBS, а двумя годами позже их стала вести и третья из крупнейших в стране вещательных корпораций – ABC. Именно эти коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения, стали лидерами телевизионной индустрии США. Закрепить лидерство им позволило решение FCC, согласно которому с сентября 1948 г. по апрель 1952 г. был временно прекращен прием заявок на выдачу лицензий новым вещательным организациям. После окончания моратория на выдачу лицензий корпорации NBC, CBS и ABC настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до середины восьмидесятых годов полностью доминировали в ней в качестве национальных телесетей.
Группы телестанций, принадлежащих ведущим телекомпаниям и управляемых ими. В восьмидесятых годах к тройке основных эфирных телесетей – NBC, CBS и ABC – вплотную приблизилась крупная сеть Fox, образованная в 1986 г. медиа-магнатом Р. Мэрдоком. В первые десятилетия развития телевидения действовали введенные через FCC ограничения, в соответствии с которыми телесети могли иметь в собственности не более шести эфирных станций. Это ограничение неоднократно пересматривалось в сторону увеличения количества станций, контролируемых одним собственником.

Развлекательно-рекламный уклон коммерческого ТВ вызывал критику со стороны значительной части общественности, которая обвиняет частных вещателей в забвении развивающей нагрузки телевидения. Исходя из необходимости подчинения телевещания задачам образования и просвещения аудитории, в США в начале пятидесятых годов было принято решение резервировать ряд частот вещания для образовательного общественного ТВ. Первая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 г. Однако вплоть до конца шестидесятых годов этот вид телевидения был развит весьма слабо – главным образом, из-за дефицита финансирования, поскольку вещание осуществлялось в основном из средств, пожертвованных частными «донорами». В 1967 г. была учреждена Служба общественного вещания (PBS), объединившая разнообразные некоммерческие телестанции страны в целях улучшения производства культурно-образовательных программ и налаживания более эффективного обмена ими. PBS первой в США применила возможности спутникового ТВ для регулярной доставки культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по территории страны.


Основная литература:

 Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929 [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. Электрон. текстовые данные. М. : Аспект Пресс, 2010. 416 c. 978-5-7567-0589-8. Режим доступа: http://www
История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007..iprbookshop.ru/8852.html
Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1929- 2013: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) / Г.В. Прутцков; Под ред. Я.Н. Засурского. – 2-е  изд., испр. и доп. – М.: ЗАО «Аспект Пресс», 2013.
История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 c. 978-5-7567-0658-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8949.html
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2012.


Комментарии

  1. Не представляла, что тема становление и развитие радиовещания и телевидения так интересна

    ОтветитьУдалить
  2. Учитывая, что многим из нас в дальнейшем придётся работать на телевидении и радио, знать то, как они развивались и появились вообще очень важно. Ирина Канберова

    ОтветитьУдалить
  3. Изобретение телевидения — это огромный шаг в развитии. Оно в корне изменило жизнь человечества, дало доступ к ежедневным новостям, художественным фильмам и развлекательным передачам. Нам следует быть благодарными за то, что сейчас у нас есть возможность узнавать новости и не только не выходя из дома

    ОтветитьУдалить
  4. Обидно, что Попову не дали потент. Очень много советских фамилий осталось в тени.���� А лекции такого формата очень быстро усваиваются ��������

    ОтветитьУдалить
  5. Телевидение довольно быстро нашло свой собственный язык и манеру вещания. Появились телевизионные жанры: телевикторины, различные телешоу с постоянным ведущим, документальные программы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы.

    Патимат Шихшаева

    ОтветитьУдалить
  6. Удивляют масштабы развития радиовещания по всему миру, особенно на рубеже 20-30х годов. Эта тема казалась незначительно до прочтения этот статьи. Спасибо за информацию! Мадина Ибрагимова

    ОтветитьУдалить
  7. Удивляют масштабы развития радиовещания по всему миру, особенно на рубеже 20-30х годов. Эта тема казалась незначительно до прочтения этот статьи. Спасибо за информацию! Мадина Ибрагимова

    ОтветитьУдалить
  8. Очень интересная тема, которую можно обсудить в кругу друзей. Всё доступно и понятно для всех
    Ахмеднабиева Патимат

    ОтветитьУдалить
  9. Искусственная задержка развития СМИ раньше воспринималась негативно, а сейчас, люди даже при всех возможностях не хотят интересоваться жизнью вокруг себя. Однако, жаль что СМИ закрепляется за многими войнами как основная сила агитации.

    ОтветитьУдалить
  10. Интересно то, что Дэвид Сарнов принял радиотелеграмму о крушении лайнера «Титаник» и трое суток поддерживал связь со спасателями.

    ОтветитьУдалить
  11. "Кто быстрее сработает, чей и патент" - вот, что я скажу по поводу ситуации с изобретением радио. Мне интересно было бы послушать радио, составленное на сигналах азбуки Морзе. P.S. Канал "365 дней" мой любимый. Смотрю его очень давно. девочкам рекомендую подписаться.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за материал, очень полезная и познавательная информация))

    ОтветитьУдалить
  13. Телевидение - это одно из ярчайших открытий человечества, ведь воспринимать картинку в визуальном и звуковом сопровождении куда интереснее, нежели вникать в однотонный и сплошной текст. И стоит отдать должное людям, которые посвятили чуть ли не всю жизнь, для создания «чудо-машин».
    А что касается радио, то тут принцип - кто успел, тот и съел.
    Два легендарных ученых отлично поработали и оставили свой отпечаток в истории.

    ОтветитьУдалить
  14. Становление международного радиовещания
    В развитии международного радиовещания можно выделить три основных этапа.
    Первый охватывает конец 20-х – начало 40-х годов (т.е. до завершения Второй мировой войны, когда радиовещание на зарубежную аудиторию начинает формироваться в разных странах мира). Характерная черта этого периода – радиовойна в эфире между нацистской пропагандой и внешнеполитическим радиовещанием антигитлеровской коалиции.
    Второй период послевоенный, вплоть до падения во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX века тоталитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Он проходит под знаком «холодной войны» и характеризуется обострением международной напряженности, противостоянием противоположных политических и социально-экономических систем (капитализма и социализма) и ожесточенной борьбой в эфире между ними.
    Наконец, современный этап, когда в конце века в новой международной обстановке резко изменились как характеристики информационного поля в мире, так и приоритеты и формы международного радиовещания.

    ОтветитьУдалить
  15. Журналистика США постоянно привлекает внимание исследователей как отечественных, так и зарубежных. Это вполне понятно и оправданно: США являются самой развитой в информационном отношении державой, что позволяет им активно влиять не только на умонастроения собственных жителей, но и на события, происходящие далеко за границей.
    Ирина Канберова

    ОтветитьУдалить

  16. Период конца ХХ - начала XXI вв. был временем коренных, революционных изменений в британской модели вещания. До середины ХХ в. британское вещание было целиком общественно-правовым, сосредоточенным в одной компании - Британской вещательной корпорации (Би-би-си). Продолжая британскую традицию общенациональной централизованной прессы, все британское вещание шло централизованно из Лондона на всю страну.
    Ирина Канберова

    ОтветитьУдалить

  17. Завершилась вторая мировая война, и Германия была поделена на четыре зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую. Общие принципы преобразований в Германии были выработаны странами-победительницами на Тегеранской, Ялтинскойи Потсдамской конференциях.
    Главная суть их заключалась в демократизации, денацификации и демилитаризации. Информационная политика соответствовала общей политике стран-победительниц.

    ОтветитьУдалить
  18. Было интересно посмотреть видеоролик о становлении телевидения. Ведь телевидение ,несомненно, яркий показатель того, что технический прогресс в 20 веке развивался болшими скачками.
    Казиева Альбина.

    ОтветитьУдалить
  19. Очень интересно было узнать о развитии и становлении журналистики в различных странах! Спасибо за такую доступную информацию

    ОтветитьУдалить
  20. Информация полезная для каждого человека, который старается развиваться всесторонне.
    Ахмеднабиева Патимат

    ОтветитьУдалить
  21. Переодически надо повторять эту тему. Вроде проходили недавно а половину забыла. Вообще для меня именно зарождение радио самая интересная тема. Спасибо вам :*

    ОтветитьУдалить
  22. Британия не так умела в пропаганде как Германия. Главной силой Британии являлась свобода, а Германии запрет. При этом влияние было больше у первой.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо Америке за появление таблоида. Это сильно повлияло на развитие массовой журналистики. Даже сейчас она считается самой свободной в мире.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо за интересный материал...
    Гасанова Патимат

    ОтветитьУдалить
  25. Изобретатель радио Маркони, когда заявил, что может передавать голос на расстояния, угодил в психиатрическую клинику, а через несколько дней благодаря этому изобретению были спасены тысячи жизни моряков
    Сабрина Кушиева

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за информацию )) Всё изложено в развёрнутом виде , интересно было почитать. Да и видеоролик содержит много нужной информации.

    ОтветитьУдалить
  27. Вообще, американская журналистика отличалась разнообразием. Особенность американской массовой прессы заключалась в том, что в погоне за сенсациями просветить читателя (как это было во Франции) газеты не собирались.

    Мадина Ибрагимова.

    ОтветитьУдалить
  28. В целом ме­то­ды и стиль прав­ле­ния, из­бран­ные На­по­лео­ном III, для ре­во­лю­ци­он­ной Фран­ции в опре­де­лен­ном смыс­ле были шагом назад, что яв­ля­лось ис­точ­ни­ком внут­рен­ней неста­биль­но­сти в го­су­дар­стве.
    В общем все так.

    ОтветитьУдалить
  29. Америка впереди планеты всей! Убедилась в этом окончательно.Спасибо за такой материал, очень интересно и познавательно.
    Не думала, что эта тема так завлечет!

    ОтветитьУдалить
  30. несравненно, получать информацию в визуальном и звуковом сопровождении куда увлекательнее и интереснее, нежели вникать в суть написанного чёрным по белому, поэтому телевидение- это одно из самых ярчайших открытий человечества, определённо, после интернета.
    А что касается радио, то, кто успевает запотентовать, тот и является первооткрывателем, несмотря всех предыдущих изобретателей. А так, то оба ученых отлично поработали и оставили своя яркий след в истории.

    ОтветитьУдалить
  31. В то время как в советской зоне оккупации лицензии выдавались общественным организациям антифашистского толка, в западных зонах их получали только частные лица, даже если при этом было известно или предполагалось в виде условия, что эти лица будут в качестве издателей представлять интересы определенных политических партий или других организаций. Различия в западных зонах заключались лишь в том, что американцы сводили под одну редакционную крышу представителей разных политических направлений, создавая таким образом «надпартийные» газеты; англичане, наоборот, предпочитали органы, ориентирующиеся на какую- то определенную политическую партию; во французской же зоне прижились издания и того и другого типа, но важно, что и в том и в другом случае они функционировали как частные.

    ОтветитьУдалить
  32. Телевидение - это одно из ярчайших открытий человечества, ведь воспринимать картинку в визуальном и звуковом сопровождении куда интереснее, нежели вникать в однотонный и сплошной текст. И стоит отдать должное людям, которые посвятили чуть ли не всю жизнь, для создания «чудо-машин».
    А что касается радио, то тут принцип - кто успел, тот и съел.
    Два легендарных ученых отлично поработали и оставили свой отпечаток в истории.

    ОтветитьУдалить
  33. Конечно же, на других дисциплинах мы тоже изучали историю создания радио, радиовещания, однако здесь предоставлена и иная информация : как радиовещание развивалось в той или иной стране, количество пользователей радиоприёмников, сколько было слушателей и другая важная информация . Я считаю, что нам это обязательно нужно знать.

    ОтветитьУдалить
  34. Каждая страна внесла немалый вклад в развитие телевидения и радиовещания. А это, в свою очередь, способствовало возникновению новой журналистики.

    ОтветитьУдалить

  35. Весьма познавательная информация о становлении и развитии радиовещания и телевидения, учитывая тот факт, что нам работать в этих направлениях.

    ОтветитьУдалить
  36. Обязательно ознакомимся со всем материалом. Очень полезно

    ОтветитьУдалить
  37. Маркони/Попов. Вечный вопрос.

    ОтветитьУдалить
  38. Не перестаю удивляться всему американскому. Всё-таки, у американцев в крови делать делать все хорошее и инновационное (для своего времени). И я в очередной раз в этом убедилась. Большое спасибо за интересный материал.

    ОтветитьУдалить
  39. Новая информация про ТВ, радиовещание и периодику как всегда оказалась полезной, а тем более и в нашей профессии. Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  40. Несомненно, эта информация полезна и понадобится не только тем, что решит связать жизнь с телевидением. Мы неоднократно проходили и слушали про историю становления радио и ТВ, но в данном материале много тех фактов, про которые нигде не упоминали.

    ОтветитьУдалить
  41. Несомненно, эта информация полезна и понадобится не только тем, что решит связать жизнь с телевидением. Мы неоднократно проходили и слушали про историю становления радио и ТВ, но в данном материале много тех фактов, про которые нигде не упоминали.

    ОтветитьУдалить
  42. Несомненно, данный материал будет полезен не только тем, кто в будущем свяжет жизнь с телевидением. Мы неоднократно читали и проходили историю становления радио и ТВ, но было интересно было то, что в данном материале были те сведения, про которые мы до этого не слышали никогда.

    ОтветитьУдалить
  43. Несомненно, данный материал будет полезен не только тем, кто в будущем свяжет жизнь с телевидением. Мы неоднократно читали и проходили историю становления радио и ТВ, но было интересно было то, что в данном материале были те сведения, про которые мы до этого не слышали никогда.

    ОтветитьУдалить
  44. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  45. Очень интересная информация. А главное написана самое нужное

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse