Введение в мировую журналистику



 Устная и письменная публицистика западноевропейского средневековья

Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие протожурналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика и риторика почти целиком были вытеснены религиозной, христианской. В 325 году, при императоре Константине, христианство стало государственной религией. Развитие христианской риторики в IV веке шло, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям — устному и письменному.
К устной традиции относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство).
К письменной христианской риторике относятся письма, послания, в том числе буллы — послания римских пап.
Отличительная особенность христианской риторики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

В эпоху раннего Средневековья устное слово уверенно господствовало над письменным. Грамотных людей, которые могли читать и внимать написанному тексту, оставалось крайне мало. А речь или проповедь, адресатом которой была толпа (неважно какая — грамотная или
неграмотная), эффективно воздействовала на всех.
С первых веков развивались два центра христианской риторики: западный (Рим) и восточный (Византия).
Восточную традицию христианской риторики представляют, в первую очередь, Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Григорий Богослов (ок. 326 — ок. 390 гг.) родился в семье епископа города Назианз (в современной Турции). Получив прекрасное домашнее и школьное образование, Григорий некоторое время учился риторике у известнейшего языческого оратора и ритора Либания, после чего продолжил обучение сначала в Александрии, а затем в Афинской академии, где основными предметами были риторика и софистика. По окончании учебы Григорий несколько лет преподавал в академии риторику.
Вернувшись домой, он принял крещение и вскоре стал священником, а впоследствии — епископом. За свою многогранную деятельность Григорий получил почетное прозвище Богослов. Христианская Церковь с древних времен почитает его как великого вселенского учителя.
Риторическое наследие Григория Богослова включает в себя 45 слов (гомилий) и 249 писем, а также 408 стихотворений. Григорий первым из византийских писателей и публицистов опубликовал собрание собственных писем. Он был самым цитируемым автором в Византии; Иероним Стридонский считал его одним из лучших ораторов.

Василий Великий (ок. 329–379 гг.) родился в Кесарии (современная Турция) и происходил из богатой семьи. Окончив школу, Василий продолжил учебу сначала в Константинополе у Либания, затем в Афинской академии, где подружился с Григорием Богословом. По возвращении на родину в Кесарию Василий сначала работал адвокатом, а затем, приняв сан, прошел все ступени церковной иерархии и прославился речами и беседами против еретиков. Современники еще при жизни прозвали Василия Великим и называли его трубой, оглашаю'
щей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь — с молнией.
Из риторического наследия Василия Великого сохранились девять «Бесед на Шестоднев» (378 г.), 18 бесед на псалмы и 25 бесед на разные случаи, а также слова и 368 писем и посланий.

Иоанн Златоуст (344–407 гг.) родился в Антиохии (юг современной Турции) в богатой семье. Он получил блестящее языческое образование, в том числе у Либания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре решил посвятить себя Богу и принял монашество. В Антиохии Иоанн
проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и снискал всеобщую любовь слушателей.
Став архиепископом в Константинополе, Иоанн в проповедях обличал коррупцию в столице, гневно укорял высшее общество за отступление от евангельских истин. Ораторская критика Златоуста затрагивала все ступени власти, вплоть до императора. Естественно, что с ростом популярности смелого проповедника среди простого народа увеличивалась ненависть к нему со стороны высших слоев. В результате Иоанн был в 403 году разжалован и сослан. Но происшедшее вскоре в Константинополе землетрясение было воспринято как проявление Божиего гнева, и Златоуста пригласили вернуться. Но Иоанн в своих новых проповедях продолжал и дальше обличать власти, за что снова был сослан. Он умер в ссылке, в самом отдаленном районе империи — недалеко от современной Пицунды в Абхазии. Реабилитировали великого проповедника только спустя десять лет после его смерти. Иоанн Златоуст успешно соединил в своем публицистическом творчестве нравственный пафос христианства с древней традицией греческого ораторского искусства. Современники'язычники сравнивали силу слова Златоуста с речами Демосфена. Его проповеди затрагивали самые
актуальные проблемы конца IV — начала V века. Во все времена Златоуст считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей.
По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Цель проповедника — исправить грешника и утвердить его в добродетели. Началом и концом всякой добродетели Иоанн считал любовь к Богу и ближнему. Проповеди Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самое известное из его слов и творений — «Слово огласительное на Святую Пасху», которое вот уже семнадцать веков читается в каждой церкви с амвона во время пасхальной утрени.
Иоанн Златоуст оставил около 240 писем, которые были написаны им различным адресатам из ссылок. Среди его эпистолярного наследия самые известные «Письма к Олимпиаде» — цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диаконисе Олимпиаде, находившейся, как и
Златоуст, в изгнании. Кроме того, Иоанн составил «Чин Литургии» — важнейшей церковной службы, по которому до сих пор служит Православная Церковь, а также некоторые молитвы.
Почетное прозвище Златоуст было дано Иоанну за исключительную силу проповеди уже после его смерти.

Либаний. Учитель и антагонист Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Либаний1 (314–393 гг.) был последним великим ритором языческой античности и самым известным среди современников софистом и мастером красноречия. Уже в 25 лет он стал
членом Афинской академии (тогда как возрастной ценз для занятия подобных должностей в античном обществе всегда составлял 30 лет).
В Константинополе Либаний открыл школу красноречия. Там учились не только великие христианские проповедники, но и будущий император Юлиан Отступник. Либаний был представителем так называемой «второй софистики».
Современники называли его малым Демосфеном. Его творческое наследие состоит из 68 речей, 1607 писем и автобиографии. К языку Либания — безупречному образцу для подражания — не раз обращались современники и потомки. (Интересно, что великий ритор блестяще владел греческим и в то же время не знал латинского языка.) О большой популярности творчества Либания свидетельствует уникальный факт: до наших дней дошло более пятисот его трудов, причем это не только речи и письма, но даже школьные упражнения его учеников. Во многих источниках встречается написание имени Либания через «в»: Ливаний.
Речи Либания затрагивают в основном государственные и общественные темы. Таковы, например, его «Надгробная речь Юлиану» (368 г.), речь «К императору Феодосию в защиту храмов» (384 г.). Оратор горячо приветствовал реформу своего любимого ученика императора Юлиана, восстановившего на время культ языческих богов. Но, выступая против христианства, Либаний не сумел дать его глубокой и всесторонней критики, ограничиваясь лишь выражением презрения к христианам. Он очень переживал, что многие ученики его школы приняли христианство. Умирая, Либаний говорил, что своим преемником хотел бы видеть Иоанна Златоуста, «если бы его не похитили христиане».

Кирилл и Мефодий. Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья монахи Кирилл (827–869 гг.) и Мефодий (815–885 гг.) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии великим князем Ростиславом в Моравию (область современной Чехии), где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греко'византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллицы.


Сама последовательность букв кириллицы, скорее всего, не случайна: азбука, вероятно, представляла собою краткое, но очень информативное послание. Даже сегодня, спустя одиннадцать с половиной веков, можно понять некоторые слова этого послания: «Азъ буки веде глаголь добро есть живете зело земля иже и како люди мыслете нашъ онъ покой рцы слово твердо укъ фертъ херъ отъ цы червь ша ща еръ еры ерь ять ю юс кси пси фита ижица». Кирилл и Мефодий призывали людей, изучавших азбуку, к деланию добра и постижению истины.
Таким образом, кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально'этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни.


Основная литература:
.Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 432 c. — 978-5-7567-0578-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8851.html
9. История печати: Антология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
10. История печати: Антология / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова.– М, 2001. – Т.2.
11. История печати: Антология / Сост., предисл. и коммент. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина. – М., 2008. – Т. 3
12. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология: В 2 т. – М., 2003.


Комментарии

  1. Очень хорошая подача материала, благодаря вашим лекциям, я узнала много интересного и познавательного. Желаю вам дальнейших успехов)

    ОтветитьУдалить
  2. Довольно интересно читать о ранних истоках зарождения журналистики, которая начиналась с публичного выступления в присутствии малой публики, а в 21 веке добилась огромных высот и была призвана 4 властью, благодаря заслугам таких прекрасных ораторов.

    ОтветитьУдалить
  3. Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень познавательно! Всегда интересовался Демосфеном, как оратором, и читая блог, узнал довольно много чего интересного.

    ОтветитьУдалить
  5. Тексты древних ораторов так захватывают и вовлекают , что порой тяжело бывает остановиться .

    ОтветитьУдалить
  6. perfectly. I liked it very much. useful and very important information

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое за информацию. Было очень интересно узнать новое об ораторах, а также о развитии устной, письменной публицистики Западно-Европейского Средневековья. Особенно впечатляет биография Иоанна Златоуста, а именно тот факт, что властям не нравились его проповеди, хотя люди относились к нему с любовью, за свои проповеди он был сослан в 403 году, однако после землетрясения в Константинополе его вернули, так как это происшествие было принято, как проявление Божиего гнева.

    ОтветитьУдалить
  8. Все так доступно и кратко объяснено. спасибо!
    Горгий прославился тем, что, по сути, впервые посмотрел на ораторское искусство не как на дар богов, а поставил его на научную почву, создав теорию красноречия. Специальные теоретические труды Горгия, к сожалению, не сохранились. Зато получили широкую известность и пережили века словесные риторические фигуры, которые принято называть горгиевы или горгианские фигуры: антитеза, равночленность, созвучие окончаний.
    Этифигуры Горгий не изобрел—они существовали до него,но он широко использовал их в ораторском искусстве. Создавая речь, Горгий нагромождал большое количество подобных фигур. Таким образом, поэтический стиль соединялся с прозаическим. В этом и заключалось новаторство Горгия. Со временем стиль, разработанный им, стал настолько популярен, что распространился по всему греческому миру.
    Оглушительный успех сопутствовал Горгию до конца его дней. Он умер в возрасте ста пяти, а по другим сведениям — ста восьми лет. Горгий был учителем таких, в частности, выдающихся ораторов, как Исократ и Антисфен, оказал влияние на целые поколения риторов и софистов Эллады.

    ОтветитьУдалить
  9. Политическая деятельность великих ораторов древности представляет яркое проявление того, что можно уже с большей определенностью назвать пражурналистской деятельностью... Потому было интересно читать и смотреть ... Спасибо!
    Гасанова Патимат.

    ОтветитьУдалить
  10. Очень много интересного и познавательного узнала из данного блога. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

  11. Спасибо Вам за предоставленную информацию, из материала я увлекла для себя много полезной и интересной информации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за предоставленные нам материалы. Было весьма интересно узнать о таких оратора, как Демосфен, Горгий и о многих других не менее интересных личностях. Еще раз спасибо!

      Удалить
  12. Спасибо Вам за предоставленный материал. Всё очень понятно изложено. Было очень интересно узнать новое об ораторах и развитии письменной и устной публицистики Западно-Европейского Средневековья. Понравилось и то, что всё сопровождается и видео. Так и понимаешь намного больше. Особенно понравилось творчество Горгия, Лисия и Исократа. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Короткий экскурс по античности просто ПРЕКРАСЕН. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  14. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  15. Огромное спасибо за проделанную работу и очень интересный материал. Информация очень легко усваивается. Многие из ораторов теперь у меня в топе.

    ОтветитьУдалить
  16. Очень интересно и познавательно ����Спасибо большое ��

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо большое за такой доступный материал, написано всё очень подробно!
    Всегда было интересно узнать подробнее о публицистике западноевропейского средневековья, ее развитии и главных фигурах, которые привнесли свой вклад в нее.

    ОтветитьУдалить
  18. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  19. Материал предоставлен очень доступно, дополнен видеоматериалами,которые помогли лучше усвоить информацию.
    Спасибо за проделанную работу, узнала много нового об античных ораторах.

    ОтветитьУдалить
  20. Ого! так много для себя узнал, замечательный блог и прекрасный преподаватель, люблю 4 в зачетке

    ОтветитьУдалить
  21. Очень полезно и информативно ! Благодарю !

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за предоставленную информацию! Было очень интересно и познавательно

    ОтветитьУдалить
  23. Безумно интересный материал. А главное ,все очень понятно и доступно изложено . Я очень многое для себя узнала . Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия.

    PS Комментарий от Юсуповой Амины

    ОтветитьУдалить
  24. Какой большой объем интересной информации. Всегда привлекала личность Демосфена, но сейчас в интернете нелегко найти доступную, а самое главное достоверную информацию, ваш блог спасает. Огромное спасибо за возможность обогатить багаж знаний о любимом ораторе, даже находясь вдали от университета.

    ОтветитьУдалить
  25. Очень интересный, познавательный блог. Больше всего понравилась "Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена".
    Все эти речи - пища для размышления, заставляют задуматься.

    ОтветитьУдалить
  26. Очень интересный и полезный материал. Изложен подробно и понятно. Можно узнать много нового и интересного о знаменитых ораторах и о речах ораторов которые сохранились.Было очень интересно узнать новое о развитии письменной и устной публицистики Западно-Европейского Средневековья. Так же очень понравилось то, что материал сопровождался видеоматериалом

    ОтветитьУдалить
  27. Материал блога оказался очень полезным! Много доступной информации,время за изучением пролетело незаметно. Спасибо за предоставленную возможность!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse