Социология журналистики

Тема 1. Социология журналистики в системе социологии.


Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский
исследователь Огюст Конт (1798–1857).
Конт считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания:
- теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, они недоступны исследованию.- метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи;
- позитивное состояние, научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением, и когда возможна точная оценка реальности. Особое значение при этом придается сравнительно-историческому научному методу. Ему же принадлежат и два термина для описания структуры и развития общества, которые используются до сих пор: социальная статика – анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса. Он рассматривал общество как живой организм и считал, что государство, семья, религия – элементы статики; социальная динамика – позитивная теория развития общества.

Со времен Конта пытались вычленить предмет социологии и определить ее специфику, отличие от других наук, изучающих общество: политики, экономики, юриспруденции, этики и др. Один из первых российских социологов Н. И. Кареев в книге «Введение в изучение социологии» (СПб., 1907), анализируя идеи Конта и период становления социологии как науки, писал, что предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление: «Дело в том, что, кроме государства, права и народного хозяйства, в жизни общества мы наблюдаем еще явления, которые не могут быть подведены ни под одну из этих трех категорий. Это явления духовной культуры общества, язык, нравы и обычаи, религиозные верования общества, его миросозерцание, его литература и искусство». И потому ее предметом должны быть «не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы, и «социология должна быть общей теорией общества, т. е. исследованием тех законов, коими
управляются явления общественной жизни».
Основные социологические парадигмы, то есть концепции, и их предметную область.
Таблица 1



Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция –реакция).
Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии:
- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);
- социальная механика (изучение социальных процессов);
- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).
Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:
Общее учение об обществе:
- определение общества,
- анализ процессов взаимодействия,
- формулирование основных социальных законов,
- история социологии и современных социологических учений.
Социальная механика:
- исследование закономерностей социальных явлений,
- формулирование статистических законов общества.
Социальная генетика:
- учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства,
языка, семьи, религии, права, искусства.
Социальная политика – практическая:
- формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье. Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.
Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях. Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.
основные предметы исследования – это статика и динамика.
Статика:
Социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология)
Организация и самоорганизация
Социальные действия, способы их реализации
Взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения
Общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п.
Закономерности (общие и специфические)
Социальные процессы и ситуации
Культурный и социальный контекст, условия существования
Динамика:
Становление
Функционирование
Развитие, то есть изменение во времени
Большое значение имеют методы исследования, особенно если говорить об эмпирической социологии. Речь идет о следующих особенностях социологических методов:
- научный, объективный;
- вероятностный подход, применение количественных, статических измерений;
- изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезентативной выборки.
Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. И, думается, о наиболее отвечающем нашим задачам определении социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов: наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности.
Основная литература:
Сидоров В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Сидоров. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Петрополис, 2012. — 312 c. — 978-5-9676-0456-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27042.html
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.

Задание.
Напишите комментарий к видеороликам.

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика относится к отраслевой социологии. Социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, социология экономики, социология труда, социология культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного времени, социология коммуникации и т. п. Поскольку журналистика, безусловно, является ком-муникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.
Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой,– это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных «акторов» в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, она изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.
При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место).
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую (включая средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т. п.). Но относительно нашего предмета логичнее говорить о социологии массовой коммуникации.
Иногда употребляется также термин социология масс-медиа. Слово медиация имеет следующее семантическое гнездо слов в латинском языке: mediatio означает «посредничество», mediator – «посредник», mediale – «середина, сердцевина». Как видим, все значения, связанные с медиацией,– это серединные положения, то, что делает всеобщей связь между людьми.

Слово «медиация» в коммуникативистике, по определению Л. М. Земляновой, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны.
Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, раз-
влечение и т. п.).
Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.
Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.
Социологическими методами изучаются следующие параметры журналистики (предмет социологии журналистики).
Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]):
- издающих органов, социальных институтов;
- СМИ, журналистов;
- аудитории.
Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе:
- потребности, интересы;
- функции, цели, мотивы;
- содержание и направления;
- методы, способы;
- результаты, эффекты.
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
- властями;
- другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;
- владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;
- аудиторией и общественным мнением;
- журналистами.
Условия функционирования социальных субъектов:
- в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,
- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая
база, кадровое обеспечение и т. п.
Основные функции социологии журналистики:
- теоретико-познавательная,
- описательная,
- прогностическая,
- практически-преобразовательная,
- мировоззренческая, просветительская.
Сейчас круг наук, которые изучают журналистику, весьма широк. Помимо социологии журналистики это история журналистики, психология журналистики, правовые основы журналистики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности и др.

Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В РАБОТЕ РЕДАКЦИИ

Социологическая грамотность сегодня – показатель профессионализм журналиста. Это связано с тем, что журналистика сейчас существует в условиях рынка, когда информация стала товаром и сбыт этого товара, хотим мы этого или не хотим, зависит от того, насколько хорошо мы знакомы с ситуацией информационного рынка, с потребителем массовой информации, то есть аудиторией, насколько точно мы способны оценить работу самого производителя ин-формационного товара, то есть редакции и журналиста. И это первое, очень важное, направление связано с социологическим изучением функционирования СМИ в обществе, с внутриредакционной социорефлексией. При этом журналисту полезно быть знакомым с направлениями, способами и результатами социологических исследований всех участников процесса функционирования СМИ в обществе – редакции (журналиста), аудитории, других структур, которые участвуют в информационном обмене (власти, владельцы, издатели, рекламодатели и др.). Здесь, однако, хотелось бы разделить два направления социологических исследований. Первое – это изучение факторов, важных только для получения коммерческой прибыли, которые обычно строятся на медиаметрических маркетинговых исследованиях ко-личественного состава аудитории, важного для получения возможно более прибыльной рекламы. Второе направлено на сущностное изучение характеристик аудитории, на познание ее истинных интересов и потребностей. Это знание необходимо для корректировки социально-ответственной линии журналистики, нередко идущей вразрез с коммерческой выгодой.
Но так или иначе, социологическое изучение функционирования СМИ в обществе связано с процессами самопознания журналистов и редакций, а также с изучением аудитории как потребителя их продукции. Естественно, что чаще всего репрезентативные исследования аудитории заказывают специальным социологическим службам. Но даже в этом случае редакционным работникам полезно быть знакомыми с особенностями программирования, выборки, с методами исследования, чтобы грамотно сформулировать социологической фирме
цель и задачи исследования, проверить репрезентативность выборки, суметь оценить программу и методики исследования, составить представление об адекватности анализа полученных данных и обоснованности практических предложений.
Крупные СМИ, особенно электронные, нередко имеют свои социологические центры или службы. Но и небольшим редакциям иногда по силам провести локальное исследование аудитории, например, почтовое или прессовое. И тогда журналисту порой приходится выступать в роли социолога: составить программу исследования, сделать выборку, подготовить текст вопросника или анкеты, знать особенности обработки полученных анкет, способы построения таблиц и графиков, уметь социологически грамотно написать о проведенном исследовании.
Итак, в рамках первого направления существуют следующие виды исследований.
1. Маркетинговые исследования – поиск и установление информационной ниши для изданий и программ. Применение социологических методов в коммерческой деятельности редакции, в выявлении наиболее платежеспособных рекламодателей, потребностей на рынке услуг и т. п.
2. Изучение информационных потребностей и интересов аудитории, аудиторного поведения (потребление, предпочтения каналов, изданий и т. п.), выяснение интересов и отношения аудитории к органам информации и т. п.
3. Исследование редакционной почты на предмет выяснения отношения к органу информации, оценок и предложений по улучшению его работы, изучению социально-демографического состава пишущих в редакцию.
4. Исследование методом контент-анализа (качественно-количественного анализа содержания)     конкретного органа информации (желательно в сопоставлении с исследованиями аудитории и ориентаций журналистов) с целью корректировки тематической программы.
5. Изучение редакционных коллективов и отдельных журналистов с целью оптимизации работы редакции, кадрового состава, внутриредакционных отношений, информационного обеспечения, повышения квалификации кадров.
6. Выработка на основе социологических исследований потенциальной и реальной аудитории типологических характеристик СМИ.
7. Разработка программы деятельности конкретного органа информации, тематической и жанровой структуры, графической изобразительной модели и т. п., используя социологические исследования аудитории, положение на рынке
данного сектора СМИ.
8. Изучение функционирования и тенденций (динамики) развития систем массовой информации в отдельных странах и в мире (сравнительные исследования).

Второе направление социологической грамотности журналиста связано с умением использовать данные социологических исследований и способностью применять социологические методы для исследования социальных процессов, которые могут быть отражены в журналистике. Это по-знание актуальных социальных процессов как предмета журналистики. Данное  направление знаний в области социологии журналистики необходимо буквально каждому журналисту. Информация о результатах социологических исследований в разных предметных областях социологии: политики, экономики, культуры, свободного времени, преступности, нищенства и т. п. – крайне важна для редакционного сотрудника, особенно аналитика и расследователя, который берется освещать самые острые проблемы современности. Знакомство с результатами исследований социологических центров, с опросами общественного мнения, иногда проведение собственных локальных исследований по острым для населения того региона, где издается газета или вещает электронный канал, вопросам – безусловно прибавит объективности, точности, доказательности любой публикации журналиста.
Итак, в этом направлении применения социологии в редакционной работе можно назвать следующие виды исследований.
1. Выявление наиболее актуальных общественных проблем, которые нуждаются в освещении и внимании редакции (данные исследований по этим проблемам различных социологических центров: ВЦИОМ, «Левада-центр», Фонд«Общественное мнение», «Мониторинг» и др.).
2. Привлечение результатов социологических исследований по конкретным областям социологии (социология политики, бизнеса, социальной сферы, образования, здравоохранения, девиантного поведения, семьи, спорта, молодежи, города, села и т. п.).
3. Изучение существующей социологической информации об общественном мнении по самым актуальным проблемам, волнующим людей населения
того региона, где выходит издание или теле-, радиовещательные программы.
4. Заказ специальных социсследований на заданную редакцией тему научным центрам, привлечение экспертов-социологов.
5. Проведение редакциями совместно в социоцентрами постоянных мониторингов (например, рейтинги политдеятелей перед выборами, как это в свое время делала телепрограмма «Итоги» с Евгением Киселевым).
6. Собственные редакционные или журналистские исследования по конкретной злободневной теме, волнующей население (торговля, транспорт, медицинское обслуживание, трудоустройство и т. п.). Если недоступно дорогостоящее репрезентативное исследование, всегда возможна публикация прессовой анкеты (анкеты, напечатанной в издании или переданная по ТВ и РВ).
7. Изучение редакционной почты на предмет выявления проблем, остро  интересующих аудиторию данного органа информации, с применением метода
контент-анализа.
8. Стандартизированное наблюдение (за поведением покупателей на рынке, нищих в метро и т. п.) для конкретных публикаций.
9. Интернет-исследования по темам, интересующим потребителей информации.
10. Проведение коллективных редакционных акций, обсуждений, дискуссий, в том числе интернет-форумов по проблемам, волнующим аудиторию, обеспеченных социологически.
Для социологически грамотного проведения общественных обсуждений, дискуссий, например, обсуждения какой-то конкретной городской проблемы (скажем, строительства вблизи населенного пункта крупного химического завода) И. Д. Фомичева формулирует несколько правил.
1. В начале обсуждения опубликовать специальную анкету или обращение к аудитории.
2. Учитывать, что компетентность суждений массовой аудитории зависит от уровня ее информированности.
3. Стимулировать участие в обсуждении разных слоев и групп населения.
4. Регулировать и стимулировать поток писем в редакцию по обсуждаемому вопросу.
5. При анализе почты использовать социологические методы.
6. Учитывать при этом, что структура авторов писем не равна структуре населения, и делать соответствующие коррективы.
7. Отслеживать ход дискуссии путем периодической публикации коротких вопросов к читателю.
8. Для подведения итогов можно использовать опрос и другие методы.

Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.



ИНТЕРВЬЮ И АНКЕТИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Опрос – это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию, главным образом, о мнениях и оценках опрашиваемых, и в этом он незаменим. Однако можно получить информацию и о фактах, событиях, в том числе о фактах прошлого. Это широкий метод, довольно надежный и способный решать многие задачи. Его принято использовать тогда, когда нужно получить именно мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, в частности, аудитории.
К недостаткам метода относится то, что высока доля субъективизма, как респондента, так и интервьюера. Важно комбинировать его с другими, более объективными методами: анализом документов, наблюдением.
Метод опроса делят на две большие разновидности: 
анкетирование (заочный опрос с помощью анкеты) и интервьюирование (очный опрос, при помощи непосредственного общения с респондентом, включая и телефонное).
Анкетирование – письменный опрос при помощи анкеты. Способ этот достаточно оперативный и относительно дешевый, особенно если анкета прессовая или почтовая. Достоинство анкетирования – в минимальном воздействии анкетера на ответы. Недостатки в том, что могут быть пропущены ответы на  часть вопросов, какие-то формулировки могут оказаться для респондентов непонятными и т. п.
По способу доставки анкеты бывают разных типов.
Раздаточная анкета разносится по респондентам (раздается группе респондентов) дома, на работе, в общественных местах, местах отдыха, в транспорте и т. п. Затем анкетер собирает розданные анкеты, заранее обусловливая время, или ждет, когда респондент в его присутствии заполнит анкету, либо сам помогает ему это сделать. В результате можно достичь почти 100 % возврата анкет и если выборка была репрезентативной, то это очень надежной способ получения информации.
При этом анкетирование может быть групповым или индивидуальным.
Почтовая анкета рассылается по почте (в том числе, по электронной).
Этот способ дешевый, требует затрат только на почтовые расходы. Но следует помнить, что возврат анкет будет невелик, максимум 10–20 %. Социологи обычно стараются стимулировать более полный возврат: вкладывают конверт с обратным адресом и маркой, посылают маленькие сувениры, стараются как можно более убедительно мотивировать необходимость ответить на анкету.
Прессовая анкета печатается в СМИ (газете, журнале), бывает обнародована в передачах ТВ, РВ (когда предлагают ответить на какие-то вопросы или проголосовать за что-то). Количество возвратившихся анкет не превышает 3 % от тиража и, конечно, такой опрос не является репрезентативным. На почтовые анкеты отвечают наиболее заинтересованные в контактах с социологами или данным СМИ люди, имеющие больше свободного времени. Поэтому на анкеты часто отвечают пенсионеры.
Хотя прессовое и почтовое анкетирование заведомо не претендуют на репрезентативность, можно сформировать на основе полученных анкет группы, отражающие мнение различных слоев населения: мужчин, женщин, людей разных профессий, возраста, образования и местожительства, разных аудиторных интересов и т. п. И если мы посчитаем ответы каждой из выбранных групп, это уже даст какую-то картину мнений, например, аудитории какого-то издания. Поэтому прессовый опрос стоит использовать для разведочных целей, тем более, что он самый дешевый – ресурсы требуются только для обсчета и анализа информации.
Интернет-опрос сейчас очень популярен. Его принято использовать тогда, когда нужно получить мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, например, аудитории. Сейчас многие издания в режиме реального времени просят читателей интернет-СМИ или версий традиционных изданий оценить публикации в конкретном номере (как это делает «МК» и другие газеты и журналы). Но иногда, как и в телеопросах, такое анкетирование является просто игрой в социологию, поскольку интернет-пользователи или телезрители могут несколько раз проголосовать за какой-нибудь ответ. Проконтролировать объективность информации здесь не представляется возможным. Хотя все-таки если число таких нарушений невелико, какую-то исходную информацию об общественном мнении таким образом можно получить.
Интервьюирование
Интервьюирование – социологический метод получения информации при непосредственной беседе интервьюера и интервьюируемого по вопросам, зафиксированным в специальном вопроснике или плане интервью.
Интервью делится на следующие подвиды.
По характеру групп респондентов: массовый и экспертный.
Массовый опрос – когда опрашивается множество респондентов, например, массовая аудитория СМИ, какого-либо издания или канала.
Экспертное интервью – когда опрашивается небольшое число экспертов, специалистов, людей, компетентных в изучаемой социологом сфере. 
По способу организации интервью делятся на индивидуальные и групповые.
Индивидуальное – когда беседа ведется с одним человеком.
Групповое – когда опрашивается группа, часто в форме дискуссии.
Особой разновидностью группового интервью является фокус-группа. Это опрос в небольшой (около 20 человек) группе путем коллективной беседы или
дискуссии при выяснении мнений членов фокус-группы по каким-то проблемам. Может сопровождаться анкетированием участников.

Еще один вид группового опроса – социометрический опрос, когда выявляются внутригрупповые отношения по типу: с кем бы ты пошел в разведку, в читальный зал, сдавать экзамены, на вечеринку, кого бы выбрал старостой группы и т. п. В результате выявляются взаимные выборы, строится граф этих взаимоотношений, выявляются лидеры в разных сферах: работе, учебе, проведении свободного времени и т. п. Итогом является социометрическая матрица или граф, описывающие взаимоотношения в группе, количество выборов каждого из членов группы.
По технике проведения интервью делятся на стандартизированные формализованные), свободные (нестандартизированные) и полустандартизированные.
Стандартизированное интервью построено на достаточно жесткой структуре вопросника, предполагающего строгую последовательность и четкую формулировку вопросов и даже вариантов ответов.
Нестандартизированное интервью строится на основе свободной беседы по определенной теме. В нем могут быть заданы некоторые ориентиры, направляющие беседу. Такое интервью применятся в том случае, когда нужно получить информацию в малоисследованной области или в беседе с экспертами.
Полустандартизированное интервью – среднее между стандартизированным и свободным.
По особенностям интервью делятся на несколько типов:
Интенсивное (клиническое) интервью – глубокое, которое может длиться несколько часов.
Фокусированное интервью – это беседа по одной какой-то проблеме. Часто перед этим опрашиваемые включаются в какую-то ситуацию: например, просмотр телепередачи или чтение журнала, после чего проходит обсуждение.
Нарративное интервью – направляемый интервьюером рассказ о событиях, о жизни, высказанный в свободной форме. Подлежит качественному анализу. Этот тип интервью наиболее близок к журналистскому.
Ненаправленное интервью, наоборот, исходит от респондента, который хочет рассказать интервьюеру о наболевшем с целью облегчить душу. Этот вариант интервью также часто встречается в журналистике.
По содержанию беседы интервью делятся на документальные интервью, в ходе которых изучаются и уточняются факты, реальные ситуации, и интервью мнений, когда выясняются мнения, оценки, ориентации, суждения респондентов.
По способу проведения интервью делятся на личные (фейс-ту-фейс, лицом к лицу) и телефонные, проводимые при помощи телефона.
По месту проведения интервью проводятся в домашних условиях респондента, по месту работы, на улицах, в общественных местах и т. п. Уличные интервью, часто используемые и журналистами, бывают очень короткими, содержат 1–3 вопроса, чтобы человек на ходу могу быстро на них ответить.
Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
Требования к интервьюерам: доброжелательность, контактность, способность быстро находить решения в спорных ситуациях, не навязывать своих мнений, быть нейтральным при опросе, хорошие адаптивные способности, которые предполагают возможность общаться с любыми респондентами. Важны также компетентность и образованность, честность и дисциплинированность, аккуратность в ведении документации, в заполнении вопросника. Немаловажное значение имеют располагающая внешность, тембр голоса (особенно для телефонного интервью), способ одеваться и т. п. И, конечно, важна заинтересованность самого интервьюера в исследовании.
Место проведения интервью, как для социолога, так и для журналиста,– очень важный фактор искренности ответов. Вряд ли вы этого добьетесь, если беседуете в присутствии других людей, особенно начальства. На работе влияет окружение. После работы люди торопятся домой. Зато можно спокойно побеседовать вечером дома или в кафе.
Конечно, выбор места зависит от цели и содержания исследования. Сложные проблемы, особенно политические, лучше обсудить в домашней обстановке. Но здесь желательно уединиться в отдельную комнату, чтобы максимально исключить влияние семьи.
С политиком не совсем уместно беседовать на официальном приеме, потому что он вряд ли будет вести себя естественно и искренне.
При мотивировании респондента следует учитывать факторы, помогающие убедить его в необходимости принять участие в исследовании:
- рефлекс вежливости,
- желание на что-то повлиять,
- психологическая потребность в общении.
Во время проведения беседы интервьюер должен быть вежливым, уметь располагать к себе, выражать теплоту и симпатию, показать свою способность понимать, что именно хочет сказать опрашиваемый. Хороший интервьюер должен вызвать интерес у респондента, успокоить его, если тот тревожится по поводу интервью и его последствий, сообщить, что исследование анонимное, а ответы будут использованы только в научных или практических, полезных и
самому респонденту целях.
Ни в коем случае нельзя влиять на характер ответов, подсказывать ответы. Поэтому абсолютно противопоказаны вопросы типа «Вы, наверное, не читаете газету “Черновик”?» «Согласитесь с тем, что “Черновик” – популярная в аудитории газета».
Важно, чтобы вопросы, особенно если это стандартизированное интервью, задавались в том порядке и в тех формулировках, как это записано в вопроснике. Если человек устал, нужно найти способ оживить его внимание. В конце беседы обязательно поблагодарить собеседника и еще раз напомнить, что его ответы будет очень полезны. Желательно сказать, где будут опубликованы материалы, как он может с ними познакомиться.
Интервью со взрослыми может длиться около часа, с детьми – не более 45 минут. Но если речь идет о глубоком интервью, тем более с экспертом, это время может значительно увеличиться.
Начинающим интервьюерам (и не только) лучше вести опрос вдвоем – один спрашивает, другой записывает. Кстати, если вы пользуетесь магнитофоном, нужно обязательно спросить собеседника, согласен ли он на это.
Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
Как правило, анкета, или вопросник, состоит из трех основных частей.
Вступление, или легенда
Здесь обычно коротко говорится о том, какова тема и задачи исследования (иногда она несколько модифицируется, чтобы быть доступной и понятной аудитории), кто проводит исследование, какова техника заполнения анкеты, гарантируется анонимность информации. Если это анкета, сообщается, куда ее
переслать. Во вступлении очень важно замотивировать опрашиваемого, чтобы
он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и
объективно, был бы благожелательно настроен.
Итак, основные компоненты вступления:
1) исследовательская организация,
2) тема и цель исследования,
3) мотивирование опрашиваемого,
4) информация о технике заполнения вопросника,
5) гарантирование анонимности ответов,
6) адреса для возврата опросника или контактов,
7) благодарность за участие в исследовании.
Основная часть
Здесь даются в соответствии с программой исследования вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. 
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых
правилах составления анкеты:
1. Никогда не нужно начинать со сложных или по психологическим мотивам трудных для опрашиваемого вопросов. Начинать следует с простых контактных вопросов, которые заставят человека втянуться в процесс анкетирования или интервью. Затем сложность вопросов нарастает к середине исследования. К концу, когда человек обычно устает, ставятся тоже более простые вопросы. Внутри анкеты можно перемежать трудные вопросы с простыми.
2. Вопросы должны быть сформулированы ясно, доступно, адекватно языку и восприятию данной аудитории.
3. Вопросы нужно составить таким образом, чтобы отвечающий на них хотел дать достоверные и искренние ответы.
4. Вопросы не должны задевать чести и достоинства опрашиваемых.
5. Нельзя в одном вопросе формулировать два вопроса («Читаете ли вы еженедельник “Черновик”? Нравится ли он Вам?»). Как правило, человек отвечает только на один вопрос. Но если он даже ответит на два, вам все равно придется их расчленять при обсчете и анализе информации.
6. Ни в коем случае нельзя наталкивать формулировкой вопросов на определенный ответ («Не правда ли, “Черновик” объективное издание?»).
7. В вопросе должны быть необходимые пояснения: сколько вариантов ответов можно выбрать в вопросе-меню, каким образом заполнить таблицы, каким значком обозначить выбранный ответ (кружком, галочкой, подчеркнуть и т. п.).
8. Если это анкетный опрос, то предпочтительнее, чтобы основная часть вопросов была закрыта, то есть имела варианты ответов – тогда ее легче обрабатывать, хотя, конечно, все зависит от целей исследования. Если опрос разведочный, имеющий целью получить как можно более разнообразную и новую информацию, анкета может включать достаточно большое количество открытых вопросов.
Но все-таки обычно открытых вопросов больше в интервью, особенно глубинных интервью, экспертных, когда важно получить мнения (даже редко  встречающиеся, но ценные с точки зрения исследователей).
9. Если нужно проверить объективность ответов, то наряду с основными вопросами предусматриваются контрольные.
10. Не стоит ставить их сразу после основного вопроса, лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что проверяют объективность его ответов.
11. В альтернативных вопросах ответы должны быть взаимоисключающими.
12. В вопросе-меню необходимо представить основные значения ответов, иначе можно получить искаженную информацию. Например, на вопрос: «Почему вы подписались на газету “Известия”?» в перечне можно пропустить ответ «по традиции, наша семья всегда ее выписывала» – и вы потеряете очень важный показатель причин подписки.
13. При составлении вопроса-меню важно соблюдать пропорцию между положительными и отрицательными ответами.
14. Варианты ответов должны формироваться по единому логическому основанию. Например, если вы сравниваете, какие темы интересуют читателя в прессе, нельзя наряду с темами политика, экономика, спорт и т. п. в варианты ответов записывать жанр – «репортаж».
15. Количество вопросов в основной части должно быть необходимым и достаточным: для массовой аудитории обычно не более 30, для школьников – не более 20. Хотя, например, журналистам, специалистам, вообще высокообразованной и заинтересованной в опросе аудитории, можно предложить и гораздо более длинный перечень вопросов.
16. Очень хорошо воспринимаются в анкете карикатуры или юмористические рисунки, которые поднимают настроение, заставляют критически мыслить, одновременно выполняя функцию релаксации, отдыха в нелегком деле заполнения вопросника.
Паспортичка, или объективка
(социально-демографические данные опрошенных)
Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке (пол, возраст, образование и т. п.) обычно являются группообразующими признаками. При обсчете информации важно не только получить так называемое «среднее по массиву», то есть суммированные мнения всех опрошенных, но и мнения различных групп населения. Вот поэтому очень важно, чтобы паспортичка была целиком заполнена, иначе анкету придется выбраковывать, она будет непригодна для счета по разным группам.
Итак, паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и
т. п. Короче, «объективка» включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.
Но наиболее часто в сегодняшней социологии группообразующими признаками являются пол, возраст, образование, род занятий, место жительства и уровень дохода. При этом разные исследовательские фирмы дают разные варианты ответов (закрытых) на вопросы о социально-демографических данных (естественно, кроме пола, где нет разночтений).
Возраст. Дробная периодизация возраста, принятая в государственной статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, 45–49, 50–59, 60–69, 70–79, 80 и старше. Но в социологических исследованиях обычно практикуется более крупное деление: 16–24, 25–29, 30–39, 40–49, 50–59, 60 лет и старше. Или еще более крупно: до 26, 27–55, 56 лет и старше.
Все зависит от объекта и целей исследования.

Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1999

Задание:
Провести опрос на тему "Ранние браки: плюсы и минусы, за и против"

Вопросы:

1.Укажите ваш пол: 
•Мужской 
•Женский

2.Укажите ваш возраст:
•16-18 лет
•18-20 лет
•от 20 и старше

3.Укажите ваше образование: 
•Среднее
•Среднее полное 
•Среднее специальное 
•Среднее техническое( техникум,колледж)
•Незаконченное высшее 
•Высшее 

4.Ваше семейное положение:
•женат/замужем 
•разведён/разведена 
•вдовец\вдова
•холост/не замужем 

5.В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?
 •от 16-18 лет               
•от 20-30 лет
 •от 18-20 лет               
 •от 30 лет

6.Согласны ли вы с тем высказыванием, что ранний брак долговременен?
•да
•скорее да 
•нет
•скорее нет
•затрудняюсь ответить 

7. Какие основные причины вступления в ранний брак, по Вашему мнению? 
•нежелательная беременность 
•стремление к самостоятельности 
•легкомысленность 
•взаимная любовь 
•иное 

8 Какие проблемы по Вашему мнению несёт за собой ранний брак?
•развод
•неспособность обеспечить семью 
•неполные семьи 
•жилищный вопрос 
•неспособность полноценного воспитания 

9.Какие недостатки раннего брака имеют значимость для вас ?
•незрелость 
•несерьёзность отношений 
•материальная зависимость 

10.Как вы считаете нужно ли предотвращать ранние браки ?
•да
•нет

11.Считаете ли вы ранний брак современной социальной проблемой ?
•да 
•скорее да 
•нет 
•скорее нет 

12.Как вы считаете какие основные причины распада ранних браков? 
•неверность супругов 
•финансовые затруднения 
•неготовность к семейной жизни 
•психологическая несовместимость супругов 
•бытовая неустроенность в браке 

Итоги социологического опроса на тему:

"Ранние браки: плюсы и минусы, за и против"








Комментарии

  1. С историей Огюста Конта познакомились еще на философии, но о Сорокине так много информации получили с ваших лекций. Спасибо 🙏

    ОтветитьУдалить
  2. Итересная тема не только для журналистов, но и для всех. Чтобы быть эрудированым

    ОтветитьУдалить
  3. Данная дисциплина является очень важной и интересной.
    Поскольку она занимается изучением журналистики как социального явления.
    Ирина Канберова

    ОтветитьУдалить
  4. Социология важна для понимания аудитории, поэтому стоит обратить внимание в первую очередь на классификацию. Очень удобное разделение. Спасибо большое за такой интересный развёрнутый ответ.

    ОтветитьУдалить
  5. Сорокин - очень интересная личность. Многому учит. Спасибо ✨

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересно было почитать теорию социологии по Питириму Сорокину. Спасибо за познавательный материал. Казиева Альбина

    ОтветитьУдалить
  7. Таблица с основными социологическими парадигмами и ее предметной областью проста, а также хочется отметить,что видео с биографией Сорокина является довольно занимательной Бураганова П.

    ОтветитьУдалить
  8. Питирим Александрович Сорокин — великий социолог, уникум, читавший когда-то лекции в Гарварде. Судьба Сорокина, несмотря на все перипетии, сложилась давольно счастливо и продолжает привлекать внимание, ведь у него есть чему поучится.)

    ОтветитьУдалить
  9. Очень интстересная статья и вообще легче к парам готовиться благодаря блогу♡

    ОтветитьУдалить
  10. Интересной личностью оказался Сорокин. Благо есть интернет , где можно узнать все подробности из его биографии. Почаще знакомьте нас с такими выдающимися людьми 👍🏽. Надо расширять свой профессиональный кругозор. Амирханова Мадина

    ОтветитьУдалить
  11. Труды О.Конта и П.Сорокина бесценны. Но я считаю, что Сорокин не был бы русским мыслителем, если бы в одной из своих последних книг "Главные тенденции нашего времени", хотя и в косвенной форме, не признал успехи Советской России в решении проблемы социального равенства. Мадина Ибрагимова

    ОтветитьУдалить
  12. Очень интерная и легко читабельная статья.
    Муталипова.

    ОтветитьУдалить
  13. Безумно интересная статья!
    Такой поток полезной информации.
    Не понимаю, как мы раньше обходились без блога?!
    Теперь не нужно сутками лазить в гугле, можно просто воспользоваться блогом.
    Спасибо за новые знания!

    ОтветитьУдалить
  14. Очень полезная информация, написанная доступным языком! Информатвно и все по делу.

    ОтветитьУдалить

  15. Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Именно поэтому мы решили провести опрос на данную тему.
    Предмет внимания опроса должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря»

    ОтветитьУдалить
  16. У нас не так развита семейная психология, сексология, чтобы люди были готовы к ранним бракам.
    Считаю, что в школах необходима вводить дисциплину "половое воспитание ", чтобы избежать всяких тяжёлых ситуаций
    Ахмеднабиева Патимат

    ОтветитьУдалить
  17. Актуальность этого опроса зашкаливает😲

    ОтветитьУдалить
  18. Уже давно опрос и анкетирование стало частью не только социологических исследований, но и журналистики. Нельзя закрывать глаза на важность общественного мнения и лучший способ быстро и кратко его раскрыть - именно опросы. Кстати, ваш опрос очень интересен и актуален в наше время, постараюсь разослать всем знакомым и узнать их мнение насчёт ранних браков в Дагестане.

    ОтветитьУдалить
  19. Интересно то, что во время проведения нами социологического опроса, выяснилась актуальность данной темы среди дагестанских жителей.
    Такие опросы необходимы для выявления общественного мнения и дальнейшего анализа проблемы.
    Ибрагимова Мадинат.

    ОтветитьУдалить
  20. https://docs.google.com/forms/d/1Hdu2Opo9hpKqLONuYzzWr-feIxtpkkMMAnQGHD5ltFw/edit?usp=drivesdk

    Ответы на опрос, который проводили в целях исследования

    ОтветитьУдалить
  21. 16 правил при составлении анкеты считаю очень полезны для новичков и не только, да еще узнала что такое нарративное интервью.

    ОтветитьУдалить
  22. Сорокин рассмотрел исторический процесс через призму типов культур, каждый из которых выступает как определенная ценность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его процесса.

    ОтветитьУдалить
  23. Проведение социологического опроса - занятие само по себе очень интересное, несомненно полезное, оно помогает удовлетворить интересы журналистов, социологов и всего населения информацией о мнении большого количества людей по той или иной проблеме, что помогает понять ситуацию в целом и выработать подходящие решения, которые помогут выйти обществу на новый уровень.

    ОтветитьУдалить
  24. Очень интересно было почитать про интервью, ведь это самый интересный жанр в журналистике.
    Казиева Альбина

    ОтветитьУдалить
  25. За годы жизни Сорокин создал русскую школу социологии уголовного права и криминологии, оказал колоссальное влияние на американскую школу социологии и на развитие данной науки в целом. Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. На мой взгляд, это основное определение в данном материале.

    ОтветитьУдалить
  26. Очень интересный опрос и статистика на тему брака!

    ОтветитьУдалить
  27. Журналистика и общество как две неразрывно связанные грани. Отсутствие одной из приведет к огромному диссонансу в работе каждого. И вот именно для таких случаев нужно вспоминать все те труды Конта и Сорокина, которые внесли огромный вклад в историю, раскрывая все самое потаенное человечества, при этом обличач все сходства и различия каждой из них.

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо большое за очередной интересный материал. Для нас, как для будущих журналистов, очень важно знать как обустроено общество, ведь мы будет работать непосредственно с людьми, поэтому я считаю, что как раз труды Огюста Конта и Сорокина очень помогут нам в будущем и не только.

    ОтветитьУдалить
  29. Очень полезная и интересная информация , спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  30. Как много нового и интересного узнала о Сорокине благодаря вашей статье. Хочу заметить что для будущих журналистов блог очень полезен!

    ОтветитьУдалить
  31. Социология журналистики есть обращенные к широкой аудитории журналистские произведения, которые имеют подчеркнуто злободневный характер, но при этом отчетливо демонстрируют свою близость с исследовательской мыслью. И тот факт, что сама журналистика относиться к отраслевой социологии, является неоспоримым.

    ОтветитьУдалить
  32. Социология журналисики действительно варьируется во многих отраслях жизни. И изучение тех или иных способов коммуникации в обществе имеют важное значение не только в социологии журналистики, но и повсеместно.
    Спасибо за предоставленную информацию!

    ОтветитьУдалить
  33. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  34. Хороший материал, который дал возможность узнать многое о Сорокине и О. Конте, труды которых просто бесценны!

    ОтветитьУдалить
  35. Использование социологических данных в работе журналиста происходит постоянно, к аргументации с использованием этой информации прибегают политики, психологи, врачи и многие другие. Спасибо за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  36. Информация доступна для каждого. Определённо стоит вашего времени

    ОтветитьУдалить
  37. Очень интересный опрос и статистика на тему брака!

    ОтветитьУдалить
  38. Спасибо за информацию! Очень интересно и понятно.

    ОтветитьУдалить
  39. При подготовке к семинарам, думаю, данный материал очень выручит, вся информация максимально доступно изложена. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  40. Только такой гигант, как Огюст Конт мог стать основоположником социологии, бесспорно!
    Очень информативный видеоролик, легкодоступно для осваивания.
    Спасибо большое за лекцию !

    ОтветитьУдалить
  41. Благодаря видеоматериалу, тема усваивается намного легче и интереснее. Спасибо!
    Магомедова Папу

    ОтветитьУдалить
  42. Очень интересная информация,многое узнала и расширила свой кругозор!

    ОтветитьУдалить
  43. Тема социологического опроса максимально актуальна и важна.

    ОтветитьУдалить
  44. Ничего себе! Столько полезной информации, а главное так легко даётся, читать и смотреть ролики очень интересно. Труды Сорокина и Огюста Конта очень помогут нам в будущем. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  45. Очень интересная тема, узнала много полезной для себя информации. Спасибо за доступный материал!

    ОтветитьУдалить
  46. Спасибо большое за письменный материал и видеоролики. Одно очень дополняет другое. Информацию о Сорокине и о трудах Конта стоит перечитать и не раз.

    Магомедова Амина

    ОтветитьУдалить
  47. Интересно было ознакомиться с трудами Окюста Конта. Спасибо за полезную информацию

    ОтветитьУдалить
  48. Роль медиатора действительно важна. Ведь очень часто ситуацию лучше видно именно со стороны, а участники конфликта бывают слепы по отношению к другой стороне

    ОтветитьУдалить

  49. Все было очень интересно
    .
    Благодарю за пример проведения социологического опроса. Как раз у нас сейчас это задание и освежить в памяти никогда не помешает

    ОтветитьУдалить
  50. Несомненно, данный материал будет полезен не только тем, кто в будущем свяжет жизнь с телевидением. Мы неоднократно читали и проходили историю становления радио и ТВ, но было интересно было то, что в данном материале были те сведения, про которые мы до этого не слышали никогда.

    ОтветитьУдалить
  51. Как хорошо что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать интересный материал. Спасибо большое, Патимат Абдусаламовна, что Вы стараетесь ради нас. Было очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  52. Как хорошо что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать интересный материал. Спасибо большое, Патимат Абдусаламовна, что Вы стараетесь ради нас. Было очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  53. Как хорошо что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать интересный материал. Спасибо большое, Патимат Абдусаламовна, что Вы стараетесь ради нас. Было очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  54. Как хорошо, что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать нужный материал. Спасибо большое за доступно изложенную информацию.

    ОтветитьУдалить
  55. Как хорошо, что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать нужный материал. Спасибо большое за доступно изложенную информацию.

    ОтветитьУдалить
  56. Как хорошо, что мы живем в эпоху интернета и можно так легко найти и прочитать нужный материал. Спасибо большое за доступно изложенную информацию.

    ОтветитьУдалить
  57. Очень интересная тема, узнала много полезной информации про телевидение и социологический опрос. Также было интересно ознакомится с работами Конта. Спасибо за доступный материал!

    ОтветитьУдалить
  58. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  59. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  60. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  61. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  62. Море полезной информации. Все максимально доступно и понятно. Было полезно ознакомиться с данным материалом!

    ОтветитьУдалить
  63. Спасибо за интересный и полезный материал! Тема очень актуальна, Сорокин – очень интересная личность.

    ОтветитьУдалить
  64. С помощью опросов и социологических исследований можно узнать столько интересной информации. Это весьма полезная область для изучения общественных и личностных интересов

    ОтветитьУдалить
  65. Медиатор, бесспорно, играет очень важную роль в нашей жизни! Люди часто прибегают к его помощи для того, чтобы решить конфликты. К сожалению, на сегодняшний день большинство не могут решить конфликты денежного характера, почему и прибегают к помощи медиатора.
    В исламской культуре, кстати говоря, есть нечто похожее под названием «маслиат»

    ОтветитьУдалить
  66. Социология журналистики есть обращенные к широкой аудитории журналистские произведения, которые имеют подчеркнуто злободневный характер, но при этом отчетливо демонстрируют свою близость с исследовательской мыслью. И тот факт, что сама журналистика относиться к отраслевой социологии, является неоспоримым.

    ОтветитьУдалить
  67. Журналистика и общество неразрывно связаны. Именно поэтому нужно знать труды Конта и Сорокина, которые внесли огромный вклад в данные сферы жизни; с их помощью профессия журналиста дополнилась и стала пользоваться новыми для себя приёмами получения информации.

    ОтветитьУдалить
  68. Хороший материал, который дал возможность узнать многое о Сорокине и О. Конте
    Было очень интересно читать

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse