Введение в мировую журналистику


 Устная и письменная публицистика западноевропейского средневековья

    Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие протожурналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика и риторика почти целиком были вытеснены религиозной, христианской. В 325 году, при императоре Константине, христианство стало государственной религией. Развитие христианской риторики в IV веке шло, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям — устному и письменному.
      К устной традиции относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником'миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство).
К письменной христианской риторике относятся письма, послания, в том числе буллы — послания римских пап.
Отличительная особенность христианской риторики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

         В эпоху раннего Средневековья устное слово уверенно господствовало над письменным. Грамотных людей, которые могли читать и внимать написанному тексту, оставалось крайне мало. А речь или проповедь, адресатом которой была толпа (неважно какая — грамотная или
неграмотная), эффективно воздействовала на всех.
С первых веков развивались два центра христианской риторики: западный (Рим) и восточный (Византия).
     Восточную традицию христианской риторики представляют, в первую очередь, Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Григорий Богослов (ок. 326 — ок. 390 гг.) родился в семье епископа города Назианз (в современной Турции). Получив прекрасное домашнее и школьное образование, Григорий некоторое время учился риторике у известнейшего языческого оратора и ритора Либания, после чего продолжил обучение сначала в Александрии, а затем в Афинской академии, где основными предметами были риторика и софистика. По окончании учебы Григорий несколько лет преподавал в академии риторику.
    Вернувшись домой, он принял крещение и вскоре стал священником, а впоследствии — епископом. За свою многогранную деятельность Григорий получил почетное прозвище Богослов. Христианская Церковь с древних времен почитает его как великого вселенского учителя.
        Риторическое наследие Григория Богослова включает в себя 45 слов (гомилий) и 249 писем, а также 408 стихотворений. Григорий первым из византийских писателей и публицистов опубликовал собрание собственных писем. Он был самым цитируемым автором в Византии; Иероним Стридонский считал его одним из лучших ораторов.

Василий Великий (ок. 329–379 гг.) родился в Кесарии (современная Турция) и происходил из богатой семьи. Окончив школу, Василий продолжил учебу сначала в Константинополе у Либания, затем в Афинской академии, где подружился с Григорием Богословом. По возвращении на родину в Кесарию Василий сначала работал адвокатом, а затем, приняв сан, прошел все ступени церковной иерархии и прославился речами и беседами против еретиков. Современники еще при жизни прозвали Василия Великим и называли его трубой, оглашаю'
щей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь — с молнией.
Из риторического наследия Василия Великого сохранились девять «Бесед на Шестоднев» (378 г.), 18 бесед на псалмы и 25 бесед на разные случаи, а также слова и 368 писем и посланий.

Иоанн Златоуст (344–407 гг.) родился в Антиохии (юг современной Турции) в богатой семье. Он получил блестящее языческое образование, в том числе у Либания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре решил посвятить себя Богу и принял монашество. В Антиохии Иоанн
проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и снискал всеобщую любовь слушателей.
Став архиепископом в Константинополе, Иоанн в проповедях обличал коррупцию в столице, гневно укорял высшее общество за отступление от евангельских истин. Ораторская критика Златоуста затрагивала все ступени власти, вплоть до императора. Естественно, что с ростом популярности смелого проповедника среди простого народа увеличивалась ненависть к нему со стороны высших слоев. В результате Иоанн был в 403 году разжалован и сослан. Но происшедшее вскоре в Константинополе землетрясение было воспринято как проявление Божиего гнева, и Златоуста пригласили вернуться. Но Иоанн в своих новых проповедях продолжал и дальше обличать власти, за что снова был сослан. Он умер в ссылке, в самом отдаленном районе империи — недалеко от современной Пицунды в Абхазии. Реабилитировали великого проповедника только спустя десять лет после его смерти. Иоанн Златоуст успешно соединил в своем публицистическом творчестве нравственный пафос христианства с древней традицией греческого ораторского искусства. Современники'язычники сравнивали силу слова Златоуста с речами Демосфена. Его проповеди затрагивали самые
актуальные проблемы конца IV — начала V века. Во все времена Златоуст считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей.
По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Цель проповедника — исправить грешника и утвердить его в добродетели. Началом и концом всякой добродетели Иоанн считал любовь к Богу и ближнему. Проповеди Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самое известное из его слов и творений — «Слово огласительное на Святую Пасху», которое вот уже семнадцать веков читается в каждой церкви с амвона во время пасхальной утрени.
Иоанн Златоуст оставил около 240 писем, которые были написаны им различным адресатам из ссылок. Среди его эпистолярного наследия самые известные «Письма к Олимпиаде» — цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диаконисе Олимпиаде, находившейся, как и
Златоуст, в изгнании. Кроме того, Иоанн составил «Чин Литургии» — важнейшей церковной службы, по которому до сих пор служит Православная Церковь, а также некоторые молитвы.
Почетное прозвище Златоуст было дано Иоанну за исключительную силу проповеди уже после его смерти.

Либаний. Учитель и антагонист Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Либаний1 (314–393 гг.) был последним великим ритором языческой античности и самым известным среди современников софистом и мастером красноречия. Уже в 25 лет он стал
членом Афинской академии (тогда как возрастной ценз для занятия подобных должностей в античном обществе всегда составлял 30 лет).
В Константинополе Либаний открыл школу красноречия. Там учились не только великие христианские проповедники, но и будущий император Юлиан Отступник. Либаний был представителем так называемой «второй софистики».
Современники называли его малым Демосфеном. Его творческое наследие состоит из 68 речей, 1607 писем и автобиографии. К языку Либания — безупречному образцу для подражания — не раз обращались современники и потомки. (Интересно, что великий ритор блестяще владел греческим и в то же время не знал латинского языка.) О большой популярности творчества Либания свидетельствует уникальный факт: до наших дней дошло более пятисот его трудов, причем это не только речи и письма, но даже школьные упражнения его учеников. Во многих источниках встречается написание имени Либания через «в»: Ливаний.
Речи Либания затрагивают в основном государственные и общественные темы. Таковы, например, его «Надгробная речь Юлиану» (368 г.), речь «К императору Феодосию в защиту храмов» (384 г.). Оратор горячо приветствовал реформу своего любимого ученика императора Юлиана, восстановившего на время культ языческих богов. Но, выступая против христианства, Либаний не сумел дать его глубокой и всесторонней критики, ограничиваясь лишь выражением презрения к христианам. Он очень переживал, что многие ученики его школы приняли христианство. Умирая, Либаний говорил, что своим преемником хотел бы видеть Иоанна Златоуста, «если бы его не похитили христиане».

Кирилл и Мефодий. Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья монахи Кирилл (827–869 гг.) и Мефодий (815–885 гг.) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии великим князем Ростиславом в Моравию (область современной Чехии), где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греко'византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллицы.


Сама последовательность букв кириллицы, скорее всего, не случайна: азбука, вероятно, представляла собою краткое, но очень информативное послание. Даже сегодня, спустя одиннадцать с половиной веков, можно понять некоторые слова этого послания: «Азъ буки веде глаголь добро есть живете зело земля иже и како люди мыслете нашъ онъ покой рцы слово твердо укъ фертъ херъ отъ цы червь ша ща еръ еры ерь ять ю юс кси пси фита ижица». Кирилл и Мефодий призывали людей, изучавших азбуку, к деланию добра и постижению истины.
Таким образом, кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально'этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни.


Основная литература:
.Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 432 c. — 978-5-7567-0578-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8851.html
9. История печати: Антология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
10. История печати: Антология / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова.– М, 2001. – Т.2.
11. История печати: Антология / Сост., предисл. и коммент. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина. – М., 2008. – Т. 3
12. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология: В 2 т. – М., 2003.

Комментарии

  1. Дэвид Бамбер в сериале "Рим" поражает. Марк Туллий Цицерон вышел потрясающий! Как и в действительности. Великий оратор. Достойный философ и политический деятель.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse