История зарубежной журналистики 20 в.

Информационная политика оккупационных властей на территории Германии 1945 – 1949 гг.


После окончания второй мировой войны, закончившейся безоговорочной капитуляцией Германии, страна была поделена на четыре зоны оккупации – американскую, английскую, французскую и советскую. Кроме раздела Германии на четыре зоны оккупации, в соглашение входили пункты об образовании двух районов с польским управлением, о переселении немцев из восточных земель (Восточной Пруссии), о создании центральных и земельных органов власти под контролем союзников, а также механизмах выплаты репараций. (лат. восстановление; в межд. праве –полное или частичное возмещ. матер. ущерба, причинен. войной). Возрастающая напряженность между странами-победительницами привела после Лондонской встречи министров иностранных дел (25 ноября – 15 декабря 1947 г.) к окончательному расколу мира на два лагеря и возникновению «железного занавеса», который существовал до 1989 г.
Информационная политика стран-победительниц в послевоенный Германии соответствовала общей оккупационной политике каждого из этих государств. До конца мая первого послевоенного года газеты появились в Кёльне, Франкфурте, Касселе, Брауншвейге, Эссене и Бамберге. В 1945 г. 31 печатное издание заложило фундамент демократической прессы. Благодаря военным властям в 1945-49 гг. в западных оккупационных зонах сформировались основы новой немецкой демократической прессы.
В американскую зону оккупации входили Бавария, Гессе, часть Баден-Вюртемберга и свободный ганзейский город Бремен. Политика американского оккупационного правительства в области СМИ в Германии была обусловлена общими принципами и целями США по отношению к поверженной Германии. Доктрина информационного контроля была сформирована на основе деятельности отдела, разрабатывавшего в военные принципы и методы психологической войны.
Берлинское заявление от 5 июня 1945 г. объявило главнокомандующих союзных армий военными губернаторами оккупационных зон и наделило их всей полнотой власти в Германии. Во всех оккупационных зонах были назначены коменданты (губернаторы): в британской- фельдмаршал Монггомери ( с 1947 генерал Робертсен, в советской – маршал Г. В. Жуков (с 1946 г. –маршал В. Д. Соколовский), в американской – генерал Д. Эйзенхауэр (с 1947 г. – генерал Клэй), во французской – генерал Кениг. Союзники учредили Контрольный совет. Первое заседание Контрольного совета состоялось 30 июля 1945 г. Совет постановил распустить нацистские и военные организации и отменить все законы «третьего рейха». Высшей законодательной, исполнительной и юридической властью в американской оккупационной зоне наделялся главнокомандующий вооруженными силами США в Европе генерал Эйзенхауэр
В основу политики США в области формирования СМИ в оккупационной зоне был положен и план, разработанный в последние месяцы войны группой американских и английских специалистов. Он подразумевал три ступени воссоздания прессы. Первая – полное запрещение любой информационной деятельности – от нацистской печатной периодики и до газет, выходивших в третьем рейхе. Вторая предполагала заполнить «информационный вакуум» через выпуск информационных бюллетеней для населения. Третья – создание информационных  служб и издание газет под контролем военных властей. 
В соответствии с этим планом уже в ноябре 1944г. стал выходить официальный орган военного командования США в Европе – газета на немецком языке «Нойе цайтунг» («Новая газета»). С 17 октября 1945 г. «Нойе цайтунг» выходила в Мюнхене под редакцией  Ханса Хабе. Тираж «Нойе цайтунг» в 1948 г. достигал 2 млн экз. Содержание газеты составляла информация из всего мира, комментарии, статьи о культуре, снабженные фотоиллюстрациями. Среди авторов не было журналистов и американскими фамилиями, не было и обширной информации и о США. Полной противоположностью «Нойе цайтунг» была газета вышедшая 8 августа 1945 г. «Альгемайне цайтунг» редактором был Ханс Валленберг («Всеобщая газета»), которая была создана американцами в ответ на создание 2 августа в английской зоне оккупации информационного листка «Дер Берлинер» («Берлинец»).
Первую группу в Американской зоне оккупации составляли военные газеты оккупационных властей, ориентированные на немецкое население.
Вторую группу печатных изданий составляла так называемая лицензионная пресса. Будущая надрегиональная газета «Франкфуртер рундшау», вышла 1 августа первого послевоенного года в разрушенном Франкфурте-на-Майне. Согласно решению американского командования, любые формы критики оккупационных властей на страницах газет запрещались. Указ генерала МакКлюра о возрождении немецкой национальной прессы был опубликован 1 августа 1945 г. в первом номере «Франкфуртер рундшау».
С 1октября 1946 г. «Франкфуртер рундшау» выходила три раза в неделю. На третьем году существования в августе 1947 г. появился общегерманский выпуск «Франкфуртер рундшау». Это был вечерний выпуск, датировавшийся следующим днем и предназначавшийся для читателей на всей территории Германии и за рубежом.
Помимо печати газеты «Франкфуртер рундшау», издательский дом выпускал различную печатную продукцию: по заказам американцев – информационный листок оккупационного правительства «Америкен Бюллютин», плакаты «Оккупейшен Хроникал», немецкие бюллетени типа «Миттайлюнген дер банк дойчер лендер» («Сообщения банка немецких земель»). Первые три года до заседания Совета Парламента 1 сентября 1948 г. и в течение четырех лет до принятия 8 мая 1949 г. Основного закона ФРГ, в ст. 5 которого гарантировалась свобода печати, Печатно-издательский дом находился под непосредственным контролем американских оккупационных властей.
Американские военные власти понимали, что новые печатные издания на территории Германии нуждаются в информации. С этой целью 29 июня в Бад Наухайме была основана Германская служба новостей. 4 сентября после строительства трансляционной станции под Франкфуртом-на-Майне она, получив название  - ДАНА (Германское всеобщее агентство новостей), вместе с британской информационной службой начала регулярную передачу новостей по телеграфу. Уже в декабре 1945 г. ДАНА заключила договоры с американскими информационными агентствами – АП, ЮПИ и ИНС – об обмене информацией. ДАНА получила юридическую форму общества с ограниченной ответственностью (ГмбХ). 14 декабря 1946 в ДАНА произошли перемены: на общем собрании 89 новых владельцев лицензии приняли решение о переименовании с 1 января 1947 г. ДАНА в ДЕНА (Германское агентство новостей). В1949 был создан Наблюдательный совет, который следил за финансовым состоянием агентства.
Почти аналогичной политики в области СМИ придерживались британские оккупационные власти, хотя были и различия. В мае 1948 г. был образован зональный совет прессы и земельные комиссии по вопросам прессы. В 1945 г. в Британскую зону оккупации входили сегодняшние земли Шлезвиг-Гольштейн, свободный ганзейский город Гамбург, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Востфалия.
Главное отличие информационной политики в британской зоне оккупации состояло в том, что разрешалось создание партийных газет, так как уже в августе 1945 г. было разрешено создавать политические партии. В британской зоне оккупации к ноябрю 1945 г. было 18 лицензионных газет. В самом начале после поступления заявки на лицензирование, военные власти проверяли просителей лицензий на партийно-политическую лояльность у бургомистров городов, затем отказались от этого. Лицензию мог просить один человек. Каждый заявитель лицензии должен был представить нулевой номер газеты. К февралю 1946 г. был запланирован выход 40 газет, 17 из которых должны были получить лицензию на издание в марте. С. 333
18 сентября 1945 г. вышел нулевой номер «Норддойче цайтунг» («Северогерманская газета»). Согласно концепции, она должна была выходить каждые два дня. 1/8 номера отдавалась под объявления. Первая полоса посвящалась мировым событиям, 2-я – комментариям, 3-я немецким новостям, 4-я – местной информации и спорту. Объявления помещались на второй, третьей и четвертой страницах.
10 ноября 1945 г. британские власти заявили о создании новой газеты для своей оккупационной зоны под названием «Ди вельт» («Мир»). Хотя газета «Ди вельт» издавалась немецкой редакцией, в течение 7 лет она находилась в руках британских оккупационных властей, поскольку с начала планировалось представлять ее в качестве образца газеты, а также с самого начала она должна была выполнять функцию печатного органа оккупационных властей, как «Нойе Цайтунг» в американской зоне и «Тэглихе Рундшау» – в советской. 
К сентябрю 1946 г. в британской зоне оккупации возникло 42 издания, которые по партийной принадлежности распределялись так: 13 были органами  СДПГ, 10 – ХДС[1], 7 – ХДС, 7 – КПГ, 3 – СвДП, 2 – партии центра. Лишь семь газет объявили себя надпартийными. 30 мая 1947 г. ДПД (Дойче прессе динст) преобразована в общество ограниченной ответственности (ГмбХ0, во главе которого было 48 держателей лицензии. В их числе выступала и газета «Вельт». Правление состояло из трех редакторов газет – Пауля Бугдана («Хамбургер эхо»), Антона Бетца («Райнише пост») и Георга Маккно («Фленсбургер тагеблатт»). В наблюдательном совете состояло 12 человек.
Крупнейшая бульварная надрегиональная газета «Бильд-цайтунг» создана в 1952 г. также в британской зоне оккупации по образцу английской «Дейли миррор». Ее задача определялась так: стать «рупором народного духа». Она была самой доступной для населения.
Военные власти французской зоны оккупации (в нее входили Саарланд, Рейнланд, Пфальц, части Бадена и Вюртемберга) сразу заявили, что в информационной политике они «пойдут своим путем». Они с самого начала искали середину между Востоком и Западом, но, по заявлению генерала де Голля, это была политика, «отличавшаяся от деяний ангела». Однако, по темпам осуществления своей политики они отставали также, как и британцы, от американцев. Лишь в мае 1947 г. состоялись земельные выборы. Они не отдавали предпочтения каким-то политическим партиям, не разрешив в мае 1947 г. председателю СДПГ в британской зоне Курту Шумахеру вести предвыборную борьбу. Французские власти последними отменили систему лицензий.
Первые печатные издания стали появляться во французской оккупационной зоне уже в августе 1945 г. Первый номер «Баденер тагеблатт» («Баденский ежедневный листок») датирован 8 августа. В августе вышел первый номер газеты «Нойе саарбрюкер цайтунг» («Новая саарбрюкенская газета»). В сентябре вышло пять газет – в Констанце, Людвигсхафене, Оберндорфе, Тюбингене и Фрайбурге. 1 сентября 1948 г. стала выходить немецкоязычная газета «Вест-аусгабе» («Западное издание»). Большинство типографий было разрушено. Тем не менее осенью 1945 г. в оккупационных зонах было образовано 13 газет, а французские военные власти, по сути, только начали работать над созданием печати лишь зимой 1946 г., когда была разрешена деятельность политических партий, профсоюзов и молодежных организаций.
Газеты своевременно получали информацию, в 1947 г. в Баден-Бадене было создано агентство – «РЕЙНА» («Рейнское агентство новостей»), переименованное позднее в – «Зюдена» («Южно-Германское агентство новостей»), а затем преобразованное в национальное немецкое агентство ДПА.
Французские военные власти считали, что демократизации служит создание журналистских союзов и объединений издателе, открытие журналистских школ.  
В советской зоне оккупации (СЗО), в которую входили Браденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия, строительство послевоенной системы прессы осуществлялось по образу и подобию СССР – по вертикали и горизонтали, однако с учетом национальных особенностей Восточной Германии – многопартийной политической системы.
Первые газеты, появившиеся после капитуляции Берлина 2 мая 1945 г., были еще фронтовыми. Они так и назывались «Фронтовые газеты». Новости для немецкого населения». 15 мая 1945 г. вышел первый номер зональной военной газеты для немецкого населения «Тэглихе Рундшау» – «Ежедневное обозрение»). В самом начале в редакции работали преимущественно советские офицеры, затем – возвратившиеся из эмиграции немецкие журналисты. В течение года тираж газеты повысился со 150 тыс. до 800 тыс. экз. Также выходили «Информационные листки для немецкого населения». 21 мая 1945 от имени Советского военного командования появилась газета «Берлинер цайтунг» («Берлинская газета»), которая через месяц была передана в ведение магистрата Большого Берлина.
В СЗО принадлежало 44 газетных предприятия, имевших свои типографии: в Берлине – 9, в Тюрингии –14, в вольной земле Саксонии –8, в провинции Саксония – 4, в Бранденбурге -: и в Мекленбурге – 3. Однако на их базе большей частью создавались коммунистические газеты.
В апреле 1946 г. произошло принудительное объединение КПГ и СДПГ, в результате которого была образована СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Затем последовало слияние земельных печатных органов обеих партий. В каждой земле выходили газеты от имени СЕПГ. СДПГ создала газету «Форвертс» («Вперед»), которая выходила в Берлине. Летом 1948 г. в СЗО были созданы еще две партии НДПГ (Национальная демократическая партия) и ДКПГ (Демократическая крестьянская партия). Печатным органом НДПГ была газета «Националь-цайтунг» («Национальная газета»), ДКПГ имела малотиражную газету «Бауэрн-эхо» («Крестьянское эхо»).
После окончания периода лицензионных газет СЗО и образования ГДР 7 октября 1949 г. вместо земельных газет было основано 15 окружных газет СЕПГ, а в период с 1953 по 1960 гг. – около 600 деревенских газет.
Радио стало важнейшим средством коммуникации между оккупационными властями и немцами. Поэтому в западных зонах оккупации, так же как и в СЗО, одной из первостепенных задач оккупационных властей явилось восстановление радиоиндустрии. Однако союзникам не удалось реализовать идею создания общего радиовещания во всех четырех зонах оккупации под надзором Контрольного совета.
В поисках новой системы телевидения и радиовещания оккупационные власти не хотели брать за основу ни систему электронных СМИ Веймарской республики, где радио и телевидение было государственным и закрытым от контроля демократических партий, ни организацию радио и телевидения во времена Третьего рейха, где они стали агрессивными пропагандистскими инструментами национал-социалистов. Перед союзниками стояла задача создать новую, приемлемую для современных германских условий систему вещания. В каждой оккупационной зоне власти создавали систему телевидения и радио, исходя из опыта собственной страны. Позиции оккупационных властей Великобритании, США и Франции сходились лишь в одном – в том, что вещание должно быть независимым от государства, политических партий и правительства. На территории трех западных оккупационных зон было решено ввести систему общественно-правового телевидения и радиовещания, все компании которой имели бы одинаковую структуру.
В американской оккупационной зоне с 12 мая 1945 г. начала работать Баварская радиокомпания под названием «Радио Мюнхена», с 2 июля – радио Штуттгарта и радио – Франкфурта, с23 декабря – радио Бремена. При выборе системы телерадиовещания самой оптимальной американцы считали частную форму. Однако по причине несостоятельности технических, организаторских и финансовых возможностей в послевоенной Германии эта система не могла быть применена. В результате была найдена модель общественно-правового телерадиовещения, допускавшая равные условия для участия в ней правительства и парламента с представителями общественных организаций. В 1946 г. в западном секторе разделенной столицы Германии америк. военная администрация создала радиостанцию под названием – «Рундфунк им американишен сектор» /РИАС («Радио в американском секторе»). Окончательное формирование системы радиовещания в американской зоне завершилось в1948-49 г. Второй радиокомпанией, рассчитанной на всю Германию, в западных зонах стала 1948 г. в Мюнхене радиокомпания – «Дер Байерише  рундфунк» («Баварское телерадиовещание»).
В британской оккупационной зоне первая программа новых властей транслировалась по радио из Гамбурга. Англичане в вещательной политике придерживались принципа централизации. За основу системы телевидения и радио была взята концепция британской вещательной корпорации БИ-БИ-СИ. Согласно этой концепции, на территории британской оккупационной зоны была создана единая телерадиокомпания со штаб-квартирой в Гамбурге. Вскоре компания получила название – «Нордвест Дойчер Рундфунк»/ НВДР («Северо-западное германское телерадиовещание»). Начиная с 1 января 1946 г. программы из Гамбурга принимались на всей территории британской оккупационной зоны.
В 1946 г. британское прав-во отправило в Германию Хью Чарльтона Грина, назначив его комиссаром по телевидению и радио и наделив широкими полномочиями. Британским оккупационным властям усилиями Грина к 1948 г. удалось создать на территории тогдашней британской оккупационной зоны систему телевидения и радиовещания, представляющую интересы граждан, а не политических сил и правительства земель, а также подготовить профессиональный персонал, в руки которого и было передано управление телерадиокомпанией, которая быстро распространилась на всю территорию ФРГ.
Во французской оккупационной зоне вещание началось в Баден-Бадене 20октября 1945 г. С марта 1946 г. радиовещание распространилось на всю зону. Французы, как и британцы, планировали создать централизованное телерадиовещание для всей контролируемой территории. Французы стремились воспрепятствовать возрождению партийных движений, развитию самоуправления в экономической, культурной и социальной жизни. 30 октября 1948 г. в эфир вышли программы «Зюдвестдойчер Рундфунк»/ЗВДР («Юго-западное телерадиовещание). В 1949 г. управление ЗВДР было передано немцам.
В советской зоне оккупации после начала передач Берлинского радио в мае 1945 г. постепенно сложилась собственная система радиовещания. После образования ГДР в 1949 г. во всех пяти землях были созданы радиостудии, имевшие статус государственных и подчиненные Государственному комитету по радиовещанию при Совете Министров ГДР. Изменения в структуре произошли в 1952 г. после принятия так называемого «Закона о дальнейшей демократизации общества».



Основная литература:

Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929 [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. Электрон. текстовые данные. М. : Аспект Пресс, 2010. 416 c. 978-5-7567-0589-8. Режим доступа: http://www
История зарубежной журналистики. 1800 – 1945: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007..iprbookshop.ru/8852.html
История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Л. Вартанова [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 160 c. 978-5-7567-0658-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8949.html
Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.
Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. М., 1970.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. – М.-Ростов н/Д., 2003.



[1] Христианско-демократический союз (ХДС) в ФРГ, ведущая политическая партия оформилась в 1950 г., в бундестаге образует единую фракцию ХСС; Христианско-социальный союз в ФРГ (ХСС) бурж. партия основ. в 1945 действует на территории Баварии образует в бундестаге единую с ХДС фракцию

Комментарии

  1. Разделение СМИ Германии после разделения самого государства невозможно было предотвратить. К сожалению, или к счастью.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная тема. И как всегда подкреплённая видеоматериалом. Спасибо! Ждём следующий материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Мы должны понимать, что после завершения Второй Мировой войны Германия была поделена на четыре зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую. Соотвественно, это затронуло и информационную политику. Отсюда и такой контраст и такая специфика журналистики того времени

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse