СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ


Журналистика относится к отраслевой социологии. Социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, социология экономики, социология труда, социология культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного времени, социология коммуникации и т. п. Поскольку журналистика, безусловно, является ком-муникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.
Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой,– это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных «акторов» в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, она изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.
При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место).
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую (включая средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т. п.). Но относительно нашего предмета логичнее говорить о социологии массовой коммуникации.
Иногда употребляется также термин социология масс-медиа. Слово медиация имеет следующее семантическое гнездо слов в латинском языке: mediatio означает «посредничество», mediator – «посредник», mediale – «середина, сердцевина». Как видим, все значения, связанные с медиацией,– это серединные положения, то, что делает всеобщей связь между людьми.




Слово «медиация» в коммуникативистике, по определению Л. М. Земляновой, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны.
Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, раз-
влечение и т. п.).
Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.
Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.
Социологическими методами изучаются следующие параметры журналистики (предмет социологии журналистики).
Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]):
- издающих органов, социальных институтов;
- СМИ, журналистов;
- аудитории.
Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе:
- потребности, интересы;
- функции, цели, мотивы;
- содержание и направления;
- методы, способы;
- результаты, эффекты.
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
- властями;
- другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;
- владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;
- аудиторией и общественным мнением;
- журналистами.
Условия функционирования социальных субъектов:
- в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,
- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая
база, кадровое обеспечение и т. п.
Основные функции социологии журналистики:
- теоретико-познавательная,
- описательная,
- прогностическая,
- практически-преобразовательная,
- мировоззренческая, просветительская.
Сейчас круг наук, которые изучают журналистику, весьма широк. Помимо социологии журналистики это история журналистики, психология журналистики, правовые основы журналистики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности и др.

Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.

Комментарии

  1. Очень доступная и полезная информация , подкреплённая фотоматериалом , в котором все довольно-таки интересно и по полочкам разложено. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень доступная и полезная информация , подкреплённая фотоматериалом , в котором все довольно-таки интересно и по полочкам разложено. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. ИнТеРеСнО было провести собственный эксперимент. В парке. Мы попытались стать медиаторами для толпы разъярённых ребят. Правда, у нас не получилось. Но ничего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медиатор гасит эмоциональную составляющую и управляет переговорами так, чтобы люди разговаривали конструктивно, без оскорблений, угроз и упрёков. Думаю, что Атикат у вас все получится в дальнейшем...

      Удалить
  4. Социология, медитация... важно знать такие понятия в 21 веке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, сама профессия «Медиатор» существует с 2011 года, когда в России вступил в силу Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

      Удалить
  5. Для нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.

    ОтветитьУдалить
  6. Для нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.

    ОтветитьУдалить
  7. Для нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.

    ОтветитьУдалить
  8. Данный материал полезен как и нам, журналистам, так и обычным людям при различных конфликтных ситуациях. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Очень интересно узнать о работе медиатора. Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  10. В очередной раз радуете нас новым материалом! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за информацию. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  12. Хорошо.что существует ваш блог,мы многое узнали!

    ОтветитьУдалить
  13. И все же, как же мне нравится эта тема в рамках социологии журналистики! Роль медиатора очень важна в наши дни, так как, к сожалению, часто возникают конфликтные ситуации даже в кругу родственников. В таких случаях нейтральная доверенная сторона - жизненно необходима

    ОтветитьУдалить
  14. Особенно Интересно изучать материал, подкреплённый фото - и видео - информацией. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse