СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика относится к отраслевой социологии. Социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, социология экономики, социология труда, социология культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного времени, социология коммуникации и т. п. Поскольку журналистика, безусловно, является ком-муникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.
Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой,– это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных «акторов» в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, она изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации.
При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место).
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую (включая средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т. п.). Но относительно нашего предмета логичнее говорить о социологии массовой коммуникации.
Иногда употребляется также термин социология масс-медиа. Слово медиация имеет следующее семантическое гнездо слов в латинском языке: mediatio означает «посредничество», mediator – «посредник», mediale – «середина, сердцевина». Как видим, все значения, связанные с медиацией,– это серединные положения, то, что делает всеобщей связь между людьми.
Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, раз-
влечение и т. п.).
Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.
Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.
Социологическими методами изучаются следующие параметры журналистики (предмет социологии журналистики).
Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]):
- издающих органов, социальных институтов;
- СМИ, журналистов;
- аудитории.
Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе:
- потребности, интересы;
- функции, цели, мотивы;
- содержание и направления;
- методы, способы;
- результаты, эффекты.
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
- властями;
- другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;
- владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;
- аудиторией и общественным мнением;
- журналистами.
Условия функционирования социальных субъектов:
- в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,
- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая
база, кадровое обеспечение и т. п.
Основные функции социологии журналистики:
- теоретико-познавательная,
- описательная,
- прогностическая,
- практически-преобразовательная,
- мировоззренческая, просветительская.
Сейчас круг наук, которые изучают журналистику, весьма широк. Помимо социологии журналистики это история журналистики, психология журналистики, правовые основы журналистики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности и др.
Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.
Очень доступная и полезная информация , подкреплённая фотоматериалом , в котором все довольно-таки интересно и по полочкам разложено. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень доступная и полезная информация , подкреплённая фотоматериалом , в котором все довольно-таки интересно и по полочкам разложено. Спасибо!
ОтветитьУдалитьИнТеРеСнО было провести собственный эксперимент. В парке. Мы попытались стать медиаторами для толпы разъярённых ребят. Правда, у нас не получилось. Но ничего.
ОтветитьУдалитьМедиатор гасит эмоциональную составляющую и управляет переговорами так, чтобы люди разговаривали конструктивно, без оскорблений, угроз и упрёков. Думаю, что Атикат у вас все получится в дальнейшем...
УдалитьСоциология, медитация... важно знать такие понятия в 21 веке.
ОтветитьУдалитьДа, сама профессия «Медиатор» существует с 2011 года, когда в России вступил в силу Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
УдалитьДля нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.
ОтветитьУдалитьДля нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.
ОтветитьУдалитьДля нас, как для будущих журналистов, данная тема очень важна. Все знания, полученные за данный курс, надеюсь, мы сможем направить в нужное русло, ведь журналист как никто иной должен разбираться в социологии.
ОтветитьУдалитьДанный материал полезен как и нам, журналистам, так и обычным людям при различных конфликтных ситуациях. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересно узнать о работе медиатора. Спасибо за материал!
ОтветитьУдалитьВ очередной раз радуете нас новым материалом! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Очень интересно.
ОтветитьУдалитьХорошо.что существует ваш блог,мы многое узнали!
ОтветитьУдалитьИ все же, как же мне нравится эта тема в рамках социологии журналистики! Роль медиатора очень важна в наши дни, так как, к сожалению, часто возникают конфликтные ситуации даже в кругу родственников. В таких случаях нейтральная доверенная сторона - жизненно необходима
ОтветитьУдалитьОсобенно Интересно изучать материал, подкреплённый фото - и видео - информацией. Спасибо!
ОтветитьУдалить