Устная и письменная публицистика западноевропейского средневековья

Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие протожурналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика и риторика почти целиком были вытеснены религиозной, христианской. В 325 году, при императоре Константине, христианство стало государственной религией. Развитие христианской риторики в IV веке шло, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям — устному и письменному.
К устной традиции относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником'миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство).
К письменной христианской риторике относятся письма, послания, в том числе буллы — послания римских пап.
Отличительная особенность христианской риторики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

В эпоху раннего Средневековья устное слово уверенно господствовало над письменным. Грамотных людей, которые могли читать и внимать написанному тексту, оставалось крайне мало. А речь или проповедь, адресатом которой была толпа (неважно какая — грамотная или
неграмотная), эффективно воздействовала на всех.
С первых веков развивались два центра христианской риторики: западный (Рим) и восточный (Византия).
Восточную традицию христианской риторики представляют, в первую очередь, Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Григорий Богослов (ок. 326 — ок. 390 гг.) родился в семье епископа города Назианз (в современной Турции). Получив прекрасное домашнее и школьное образование, Григорий некоторое время учился риторике у известнейшего языческого оратора и ритора Либания, после чего продолжил обучение сначала в Александрии, а затем в Афинской академии, где основными предметами были риторика и софистика. По окончании учебы Григорий несколько лет преподавал в академии риторику.
Вернувшись домой, он принял крещение и вскоре стал священником, а впоследствии — епископом. За свою многогранную деятельность Григорий получил почетное прозвище Богослов. Христианская Церковь с древних времен почитает его как великого вселенского учителя.
Риторическое наследие Григория Богослова включает в себя 45 слов (гомилий) и 249 писем, а также 408 стихотворений. Григорий первым из византийских писателей и публицистов опубликовал собрание собственных писем. Он был самым цитируемым автором в Византии; Иероним Стридонский считал его одним из лучших ораторов.

Василий Великий (ок. 329–379 гг.) родился в Кесарии (современная Турция) и происходил из богатой семьи. Окончив школу, Василий продолжил учебу сначала в Константинополе у Либания, затем в Афинской академии, где подружился с Григорием Богословом. По возвращении на родину в Кесарию Василий сначала работал адвокатом, а затем, приняв сан, прошел все ступени церковной иерархии и прославился речами и беседами против еретиков. Современники еще при жизни прозвали Василия Великим и называли его трубой, оглашаю'
щей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь — с молнией.
Из риторического наследия Василия Великого сохранились девять «Бесед на Шестоднев» (378 г.), 18 бесед на псалмы и 25 бесед на разные случаи, а также слова и 368 писем и посланий.

Иоанн Златоуст (344–407 гг.) родился в Антиохии (юг современной Турции) в богатой семье. Он получил блестящее языческое образование, в том числе у Либания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре решил посвятить себя Богу и принял монашество. В Антиохии Иоанн
проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и снискал всеобщую любовь слушателей.
Став архиепископом в Константинополе, Иоанн в проповедях обличал коррупцию в столице, гневно укорял высшее общество за отступление от евангельских истин. Ораторская критика Златоуста затрагивала все ступени власти, вплоть до императора. Естественно, что с ростом популярности смелого проповедника среди простого народа увеличивалась ненависть к нему со стороны высших слоев. В результате Иоанн был в 403 году разжалован и сослан. Но происшедшее вскоре в Константинополе землетрясение было воспринято как проявление Божиего гнева, и Златоуста пригласили вернуться. Но Иоанн в своих новых проповедях продолжал и дальше обличать власти, за что снова был сослан. Он умер в ссылке, в самом отдаленном районе империи — недалеко от современной Пицунды в Абхазии. Реабилитировали великого проповедника только спустя десять лет после его смерти. Иоанн Златоуст успешно соединил в своем публицистическом творчестве нравственный пафос христианства с древней традицией греческого ораторского искусства. Современники'язычники сравнивали силу слова Златоуста с речами Демосфена. Его проповеди затрагивали самые
актуальные проблемы конца IV — начала V века. Во все времена Златоуст считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей.
По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Цель проповедника — исправить грешника и утвердить его в добродетели. Началом и концом всякой добродетели Иоанн считал любовь к Богу и ближнему. Проповеди Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самое известное из его слов и творений — «Слово огласительное на Святую Пасху», которое вот уже семнадцать веков читается в каждой церкви с амвона во время пасхальной утрени.
Иоанн Златоуст оставил около 240 писем, которые были написаны им различным адресатам из ссылок. Среди его эпистолярного наследия самые известные «Письма к Олимпиаде» — цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диаконисе Олимпиаде, находившейся, как и
Златоуст, в изгнании. Кроме того, Иоанн составил «Чин Литургии» — важнейшей церковной службы, по которому до сих пор служит Православная Церковь, а также некоторые молитвы.
Почетное прозвище Златоуст было дано Иоанну за исключительную силу проповеди уже после его смерти.

Либаний. Учитель и антагонист Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Либаний1 (314–393 гг.) был последним великим ритором языческой античности и самым известным среди современников софистом и мастером красноречия. Уже в 25 лет он стал
членом Афинской академии (тогда как возрастной ценз для занятия подобных должностей в античном обществе всегда составлял 30 лет).
В Константинополе Либаний открыл школу красноречия. Там учились не только великие христианские проповедники, но и будущий император Юлиан Отступник. Либаний был представителем так называемой «второй софистики».
Современники называли его малым Демосфеном. Его творческое наследие состоит из 68 речей, 1607 писем и автобиографии. К языку Либания — безупречному образцу для подражания — не раз обращались современники и потомки. (Интересно, что великий ритор блестяще владел греческим и в то же время не знал латинского языка.) О большой популярности творчества Либания свидетельствует уникальный факт: до наших дней дошло более пятисот его трудов, причем это не только речи и письма, но даже школьные упражнения его учеников. Во многих источниках встречается написание имени Либания через «в»: Ливаний.
Речи Либания затрагивают в основном государственные и общественные темы. Таковы, например, его «Надгробная речь Юлиану» (368 г.), речь «К императору Феодосию в защиту храмов» (384 г.). Оратор горячо приветствовал реформу своего любимого ученика императора Юлиана, восстановившего на время культ языческих богов. Но, выступая против христианства, Либаний не сумел дать его глубокой и всесторонней критики, ограничиваясь лишь выражением презрения к христианам. Он очень переживал, что многие ученики его школы приняли христианство. Умирая, Либаний говорил, что своим преемником хотел бы видеть Иоанна Златоуста, «если бы его не похитили христиане».

Кирилл и Мефодий. Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья монахи Кирилл (827–869 гг.) и Мефодий (815–885 гг.) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии великим князем Ростиславом в Моравию (область современной Чехии), где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греко'византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллицы.


Сама последовательность букв кириллицы, скорее всего, не случайна: азбука, вероятно, представляла собою краткое, но очень информативное послание. Даже сегодня, спустя одиннадцать с половиной веков, можно понять некоторые слова этого послания: «Азъ буки веде глаголь добро есть живете зело земля иже и како люди мыслете нашъ онъ покой рцы слово твердо укъ фертъ херъ отъ цы червь ша ща еръ еры ерь ять ю юс кси пси фита ижица». Кирилл и Мефодий призывали людей, изучавших азбуку, к деланию добра и постижению истины.
Таким образом, кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально'этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни.


Основная литература:
.Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века [Электронный ресурс] : учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия / Г.В. Прутцков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 432 c. — 978-5-7567-0578-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8851.html
9. История печати: Антология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
10. История печати: Антология / Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова.– М, 2001. – Т.2.
11. История печати: Антология / Сост., предисл. и коммент. Я.Н. Засурского, О.А. Бакулина. – М., 2008. – Т. 3
12. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология: В 2 т. – М., 2003.

Комментарии

  1. Возможно, писали бы мы сейчас на каком-нибудь греческом...

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо за такой материал, было очень интересно узнать о публицистике западноевропейского средневековья. Я и не знала, что до нас дошло более восьмисот проповедей Златоуста. Так же было интересно подробнее узнать историю про Кирилла и Мефодия. Очень познавательно!👍🏻

    Алимурадова Надина 2 0Ж

    ОтветитьУдалить
  3. "Кирилл и Мефодий призывали людей, изучавших азбуку, к деланию добра и постижению истины" - было очень неожиданно узнать такую подробность. Даже после падения римской империи, когда неграмотных людей становилось больше грамотных обратно пропорционально развитию цивилизаций, люди не прекращали обучаться и обучать других. Всегда интересно узнать как в истории та или иная сфера жизни переживает тяжелые времена. Особенно интересно было прочитать про Иоанна Златоуста.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересный материал! 👍 (Рамазанова Маликат)

    ОтветитьУдалить
  5. Намного легче воспринимается информация про помощи картинок. Очень понравился урок про «Житие Святых». Здесь не только картинка, но и голос помогают окунуться в атмосферу

    ОтветитьУдалить
  6. Намного легче воспринимается информация про помощи картинок. Очень понравился урок про «Житие Святых». Здесь не только картинка, но и голос помогают окунуться в атмосферу.

    ОтветитьУдалить
  7. Намного легче воспринимается информация про помощи картинок. Очень понравился урок про «Житие Святых». Здесь не только картинка, но и голос помогают окунуться в атмосферу.

    ОтветитьУдалить
  8. Все рассказывается очень понятным и доходчивым языком. Спасибо за эти видео-уроки.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень было интересно , узнала много нового. Спасибо за такой познавательный материал, где я узнала об ораторской критике Златоуста, об проповедованиях Иоанна и подробнее о Кирилле и Мефодие. Очень понравилось 👍
    Мадина Магомедова

    ОтветитьУдалить
  10. Данный материал, несомненно важен для нас, как для будущих журналистов. Все сведения поданы весьма лаконично и информативно. Понравилось высказывание, что « кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни» .

    ОтветитьУдалить
  11. Данный материал, несомненно важен для нас, как для будущих журналистов. Все сведения поданы весьма лаконично и информативно. Понравилось высказывание, что « кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни» .

    ОтветитьУдалить
  12. Данный материал, несомненно важен для нас, как для будущих журналистов. Все сведения поданы весьма лаконично и информативно. Понравилось высказывание, что « кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда становились нормами поведения и жизни» .

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все очень интересно и познавательно, а самое главное легко усваивается. Спасибо большое

      Удалить
    2. Все очень интересно и познавательно, а самое главное легко усваивается. Спасибо большое

      Удалить
  14. Материал очень информативный, а благодаря картинкам воспринимался в разы проще. Спасибо! (Малинкат Залибекова)

    ОтветитьУдалить
  15. Материал очень информативный, а благодаря картинкам воспринимался в разы проще. Спасибо! (Малинкат Залибекова)

    ОтветитьУдалить
  16. Каким бы интересным не был материал, но когда его визуализируют, он запоминается ещё лучше.

    ОтветитьУдалить
  17. Было очень интересно и познавательно, а самое главное все легко усваивается. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  18. Огромное спасибо за данный обширный материал. Было крайне занимательно всё это слушать и читать. Особенно интересно было узнать столько нового о кириллице.

    ОтветитьУдалить
  19. Всегда очень любопытно окунуться в древнейшие времена, чтобы увидеть, как жил, учил и учился человек. Понравился Либаний - в такое время и остался плыть против течения, это нелегко.
    Религиозный мрак, препятствующий любому просвещению, кроме религиозного - худшее из бедствий. Но спасибо хоть были такие как Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий, ведшие дурачков за нос в правильном направлении)))

    Спасибо за интересный материал, Патимат Абдусаламовна!

    Магомедова Амина, 2 ОЖ

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо за предоставленный материал, было интересно узнать как будущему журналисту о письменности в средневековье, так как мы прямо связаны со словом и письменностью.

    ОтветитьУдалить
  21. Полезная информация. Как всегда. Благодарю. Перечитываю во второй раз и не могла не прокомментировать снова.

    ОтветитьУдалить
  22. Этот материал был очень полезен для меня, было интересно узнать о работе Златоуста. Спасибо за предоставленную информацию!

    ОтветитьУдалить
  23. Больше спасибо за видеоуроки! Все максимально доступно и ясно.

    ОтветитьУдалить
  24. Как было интересно читать . Столько нового узнала о кириллице. Очень познавательно (Юсупова Амина )

    ОтветитьУдалить
  25. Легко читается и воспринимается. Полезный материал

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за более подробное раскрытие темы , фотографии очень помогли для более детального восприятия информации.
    Амина Магомедова

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо за полезный материал! Информация запомнилась лучше благодаря картинкам. Очень интересно, четко и по делу!

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо большое за полезный материал,который легко усваивается с картинками. Было интересно окунуться в древние времена

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо,за информацию.Доступно и интересно!

    ОтветитьУдалить
  30. Очень Интересно.
    Спасибо за информацию,доступно написано!

    ОтветитьУдалить
  31. Очень Интересно.
    Спасибо за информацию,доступно написано!

    ОтветитьУдалить
  32. Очень Интересно.
    Спасибо за информацию,доступно написано!

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо вам большое за такой блог 👍очень много нового узнала.

    ОтветитьУдалить
  34. Именно этот раздел ооочень интересен. Спасибо, что дали возможность по новому взглянуть на это. Особенно интересно было читать о Златоусте

    ОтветитьУдалить
  35. Было очень интересно читать, этот раздел действительно очень увлекает

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse