Социология журналистики в системе социологии


Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский
исследователь Огюст Конт (1798–1857).



Конт считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания:
- теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, они недоступны исследованию.- метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи;
- позитивное состояние, научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением, и когда возможна точная оценка реальности. Особое значение при этом придается сравнительно-историческому научному методу. Ему же принадлежат и два термина для описания структуры и развития общества, которые используются до сих пор: социальная статика – анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса. Он рассматривал общество как живой организм и считал, что государство, семья, религия – элементы статики; социальная динамика – позитивная теория развития общества.

Со времен Конта пытались вычленить предмет социологии и определить ее специфику, отличие от других наук, изучающих общество: политики, экономики, юриспруденции, этики и др. Один из первых российских социологов Н. И. Кареев в книге «Введение в изучение социологии» (СПб., 1907), анализируя идеи Конта и период становления социологии как науки, писал, что предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление: «Дело в том, что, кроме государства, права и народного хозяйства, в жизни общества мы наблюдаем еще явления, которые не могут быть подведены ни под одну из этих трех категорий. Это явления духовной культуры общества, язык, нравы и обычаи, религиозные верования общества, его миросозерцание, его литература и искусство». И потому ее предметом должны быть «не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы, и «социология должна быть общей теорией общества, т. е. исследованием тех законов, коими
управляются явления общественной жизни».
Основные социологические парадигмы, то есть концепции, и их предметную область.
Таблица 1








Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция –реакция).
Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии:
- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);
- социальная механика (изучение социальных процессов);
- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).
Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:
Общее учение об обществе:
- определение общества,
- анализ процессов взаимодействия,
- формулирование основных социальных законов,
- история социологии и современных социологических учений.
Социальная механика:
- исследование закономерностей социальных явлений,
- формулирование статистических законов общества.
Социальная генетика:
- учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства,
языка, семьи, религии, права, искусства.
Социальная политика – практическая:
- формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье. Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.
Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях. Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.
основные предметы исследования – это статика и динамика.
Статика:
Социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология)
Организация и самоорганизация
Социальные действия, способы их реализации
Взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения
Общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п.
Закономерности (общие и специфические)
Социальные процессы и ситуации
Культурный и социальный контекст, условия существования
Динамика:
Становление
Функционирование
Развитие, то есть изменение во времени
Большое значение имеют методы исследования, особенно если говорить об эмпирической социологии. Речь идет о следующих особенностях социологических методов:
- научный, объективный;
- вероятностный подход, применение количественных, статических измерений;
- изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезентативной выборки.
Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. И, думается, о наиболее отвечающем нашим задачам определении социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов: наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности.
Основная литература:
Сидоров В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Сидоров. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Петрополис, 2012. — 312 c. — 978-5-9676-0456-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27042.html
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.

Задание.
Напишите комментарий к видеороликам.

Комментарии

  1. Очень познавательный материал, который поможет нам лучше подготовиться к практическим занятиям. Узнала много о позитивизме.
    Абсолютно согласна с тем, что социологию нужно преподавать в школах, эта гуманитарная наука очень важна. (Некоторые могут быть не согласны со мной. Но я просто выразила свою точку зрения).

    ОтветитьУдалить
  2. Так как на отделении журналистики мы изучаем параллельно и социологию и социологию журналистики, мы можем иметь полное представление об этом предмете. Благодаря лекции я усвоил в достаточной мере значение термина социологии. Для нас, журналистов, очень важно овладеть этой информацией, так как это непосредственно часть наших материалов. Благодарю за лекцию!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересный и обширный материал. Довольно много узнала о Конте и Сорокине. Журналистам особенно важно знать эту тему. И соглашусь, социология в школе - довольно неплохая идея!
    Спасибо за лекцию.

    ОтветитьУдалить
  4. уже не раз сталкиваюсь в жизни с таким понятием как позитивная социология Конта или позитивистская социология. Наконец узнала подробнее про поз. социологию (все никак руки не доходили). Теперь это понятие яснее.

    ОтветитьУдалить
  5. Социология и журналистика идут рука об руку, у них много общего: работа с информацией, изучение процессов в обществе. Журналисты, как и социологи, влияют на мнения людей, доносят до них результат своего исследования.

    ОтветитьУдалить
  6. Интересный материал. И довольно обширный. Позитивная социология вызывает интерес. Благодарю.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезный материал,на парах мы часто слышали о позитивизме,но сейчас я смогла лучше в этом разобраться. (Рабунова Фатима)

    ОтветитьУдалить
  8. Магомедова Амина, 3 ОЖ

    В этом семестре изучаем аж две социологии - социологию журналистики и просто-социологию!) Социология журналистики интереснее кругом охватываемых вопросов и направленностью на нашу будущую профессию, конечно же.
    МАГОМЕДОВА АМИНА 3 ОЖ

    ОтветитьУдалить
  9. Магомедова Амина 3ОЖ

    Углубляться в изучение предмета общества и искать ответы на соответсвующие вопросы - всегда очень интересно. Сорокин привёл отличную систематику положений, четкие и запоминающиеся определения. Знания общественного устройства восхищают

    Благодарю за предоставленный дополнительный материал, Патимат Абдусаламовна

    МАГОМЕДОВА АМИНА 3 ОЖ

    ОтветитьУдалить
  10. Прочитала на одном дыхании, было интересно, хоть это и не рассказ, а материал для учебы, спасибо!
    Малинка :>

    ОтветитьУдалить
  11. Прочитала на одном дыхании, было интересно, хоть это и не рассказ, а материал для учебы, спасибо!
    Малинка :>

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за полезный материал! Науки социология и социология журналиста непосредственная, часто практическая, часть деятельности журналиста. Важно ее знать, понимать, воплощать. Такая гуманитарная наука очень важна и внедрять ее можно уже на этапе школьного образования, где дети как раз и учатся как вступать самостоятельно в общественную жизнь, как жить в ней комфортно и безопасно.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse