ИНТЕРВЬЮ И АНКЕТИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКЕ


Опрос – это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию, главным образом, о мнениях и оценках опрашиваемых, и в этом он незаменим. Однако можно получить информацию и о фактах, событиях, в том числе о фактах прошлого. Это широкий метод, довольно надежный и способный решать многие задачи. Его принято использовать тогда, когда нужно получить именно мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, в частности, аудитории.
К недостаткам метода относится то, что высока доля субъективизма, как респондента, так и интервьюера. Важно комбинировать его с другими, более объективными методами: анализом документов, наблюдением.
Метод опроса делят на две большие разновидности: 
анкетирование (заочный опрос с помощью анкеты) и интервьюирование (очный опрос, при помощи непосредственного общения с респондентом, включая и телефонное).
Анкетирование – письменный опрос при помощи анкеты. Способ этот достаточно оперативный и относительно дешевый, особенно если анкета прессовая или почтовая. Достоинство анкетирования – в минимальном воздействии анкетера на ответы. Недостатки в том, что могут быть пропущены ответы на  часть вопросов, какие-то формулировки могут оказаться для респондентов непонятными и т. п.
По способу доставки анкеты бывают разных типов.
Раздаточная анкета разносится по респондентам (раздается группе респондентов) дома, на работе, в общественных местах, местах отдыха, в транспорте и т. п. Затем анкетер собирает розданные анкеты, заранее обусловливая время, или ждет, когда респондент в его присутствии заполнит анкету, либо сам помогает ему это сделать. В результате можно достичь почти 100 % возврата анкет и если выборка была репрезентативной, то это очень надежной способ получения информации.
При этом анкетирование может быть групповым или индивидуальным.
Почтовая анкета рассылается по почте (в том числе, по электронной).
Этот способ дешевый, требует затрат только на почтовые расходы. Но следует помнить, что возврат анкет будет невелик, максимум 10–20 %. Социологи обычно стараются стимулировать более полный возврат: вкладывают конверт с обратным адресом и маркой, посылают маленькие сувениры, стараются как можно более убедительно мотивировать необходимость ответить на анкету.
Прессовая анкета печатается в СМИ (газете, журнале), бывает обнародована в передачах ТВ, РВ (когда предлагают ответить на какие-то вопросы или проголосовать за что-то). Количество возвратившихся анкет не превышает 3 % от тиража и, конечно, такой опрос не является репрезентативным. На почтовые анкеты отвечают наиболее заинтересованные в контактах с социологами или данным СМИ люди, имеющие больше свободного времени. Поэтому на анкеты часто отвечают пенсионеры.
Хотя прессовое и почтовое анкетирование заведомо не претендуют на репрезентативность, можно сформировать на основе полученных анкет группы, отражающие мнение различных слоев населения: мужчин, женщин, людей разных профессий, возраста, образования и местожительства, разных аудиторных интересов и т. п. И если мы посчитаем ответы каждой из выбранных групп, это уже даст какую-то картину мнений, например, аудитории какого-то издания. Поэтому прессовый опрос стоит использовать для разведочных целей, тем более, что он самый дешевый – ресурсы требуются только для обсчета и анализа информации.
Интернет-опрос сейчас очень популярен. Его принято использовать тогда, когда нужно получить мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, например, аудитории. Сейчас многие издания в режиме реального времени просят читателей интернет-СМИ или версий традиционных изданий оценить публикации в конкретном номере (как это делает «МК» и другие газеты и журналы). Но иногда, как и в телеопросах, такое анкетирование является просто игрой в социологию, поскольку интернет-пользователи или телезрители могут несколько раз проголосовать за какой-нибудь ответ. Проконтролировать объективность информации здесь не представляется возможным. Хотя все-таки если число таких нарушений невелико, какую-то исходную информацию об общественном мнении таким образом можно получить.
Интервьюирование
Интервьюирование – социологический метод получения информации при непосредственной беседе интервьюера и интервьюируемого по вопросам, зафиксированным в специальном вопроснике или плане интервью.
Интервью делится на следующие подвиды.
По характеру групп респондентов: массовый и экспертный.
Массовый опрос – когда опрашивается множество респондентов, например, массовая аудитория СМИ, какого-либо издания или канала.
Экспертное интервью – когда опрашивается небольшое число экспертов, специалистов, людей, компетентных в изучаемой социологом сфере. 
По способу организации интервью делятся на индивидуальные и групповые.
Индивидуальное – когда беседа ведется с одним человеком.
Групповое – когда опрашивается группа, часто в форме дискуссии.
Особой разновидностью группового интервью является фокус-группа. Это опрос в небольшой (около 20 человек) группе путем коллективной беседы или
дискуссии при выяснении мнений членов фокус-группы по каким-то проблемам. Может сопровождаться анкетированием участников.

Еще один вид группового опроса – социометрический опрос, когда выявляются внутригрупповые отношения по типу: с кем бы ты пошел в разведку, в читальный зал, сдавать экзамены, на вечеринку, кого бы выбрал старостой группы и т. п. В результате выявляются взаимные выборы, строится граф этих взаимоотношений, выявляются лидеры в разных сферах: работе, учебе, проведении свободного времени и т. п. Итогом является социометрическая матрица или граф, описывающие взаимоотношения в группе, количество выборов каждого из членов группы.
По технике проведения интервью делятся на стандартизированные формализованные), свободные (нестандартизированные) и полустандартизированные.
Стандартизированное интервью построено на достаточно жесткой структуре вопросника, предполагающего строгую последовательность и четкую формулировку вопросов и даже вариантов ответов.
Нестандартизированное интервью строится на основе свободной беседы по определенной теме. В нем могут быть заданы некоторые ориентиры, направляющие беседу. Такое интервью применятся в том случае, когда нужно получить информацию в малоисследованной области или в беседе с экспертами.
Полустандартизированное интервью – среднее между стандартизированным и свободным.
По особенностям интервью делятся на несколько типов:
Интенсивное (клиническое) интервью – глубокое, которое может длиться несколько часов.
Фокусированное интервью – это беседа по одной какой-то проблеме. Часто перед этим опрашиваемые включаются в какую-то ситуацию: например, просмотр телепередачи или чтение журнала, после чего проходит обсуждение.
Нарративное интервью – направляемый интервьюером рассказ о событиях, о жизни, высказанный в свободной форме. Подлежит качественному анализу. Этот тип интервью наиболее близок к журналистскому.
Ненаправленное интервью, наоборот, исходит от респондента, который хочет рассказать интервьюеру о наболевшем с целью облегчить душу. Этот вариант интервью также часто встречается в журналистике.
По содержанию беседы интервью делятся на документальные интервью, в ходе которых изучаются и уточняются факты, реальные ситуации, и интервью мнений, когда выясняются мнения, оценки, ориентации, суждения респондентов.
По способу проведения интервью делятся на личные (фейс-ту-фейс, лицом к лицу) и телефонные, проводимые при помощи телефона.
По месту проведения интервью проводятся в домашних условиях респондента, по месту работы, на улицах, в общественных местах и т. п. Уличные интервью, часто используемые и журналистами, бывают очень короткими, содержат 1–3 вопроса, чтобы человек на ходу могу быстро на них ответить.
Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
Требования к интервьюерам: доброжелательность, контактность, способность быстро находить решения в спорных ситуациях, не навязывать своих мнений, быть нейтральным при опросе, хорошие адаптивные способности, которые предполагают возможность общаться с любыми респондентами. Важны также компетентность и образованность, честность и дисциплинированность, аккуратность в ведении документации, в заполнении вопросника. Немаловажное значение имеют располагающая внешность, тембр голоса (особенно для телефонного интервью), способ одеваться и т. п. И, конечно, важна заинтересованность самого интервьюера в исследовании.
Место проведения интервью, как для социолога, так и для журналиста,– очень важный фактор искренности ответов. Вряд ли вы этого добьетесь, если беседуете в присутствии других людей, особенно начальства. На работе влияет окружение. После работы люди торопятся домой. Зато можно спокойно побеседовать вечером дома или в кафе.
Конечно, выбор места зависит от цели и содержания исследования. Сложные проблемы, особенно политические, лучше обсудить в домашней обстановке. Но здесь желательно уединиться в отдельную комнату, чтобы максимально исключить влияние семьи.
С политиком не совсем уместно беседовать на официальном приеме, потому что он вряд ли будет вести себя естественно и искренне.
При мотивировании респондента следует учитывать факторы, помогающие убедить его в необходимости принять участие в исследовании:
- рефлекс вежливости,
- желание на что-то повлиять,
- психологическая потребность в общении.
Во время проведения беседы интервьюер должен быть вежливым, уметь располагать к себе, выражать теплоту и симпатию, показать свою способность понимать, что именно хочет сказать опрашиваемый. Хороший интервьюер должен вызвать интерес у респондента, успокоить его, если тот тревожится по поводу интервью и его последствий, сообщить, что исследование анонимное, а ответы будут использованы только в научных или практических, полезных и
самому респонденту целях.
Ни в коем случае нельзя влиять на характер ответов, подсказывать ответы. Поэтому абсолютно противопоказаны вопросы типа «Вы, наверное, не читаете газету “Черновик”?» «Согласитесь с тем, что “Черновик” – популярная в аудитории газета».
Важно, чтобы вопросы, особенно если это стандартизированное интервью, задавались в том порядке и в тех формулировках, как это записано в вопроснике. Если человек устал, нужно найти способ оживить его внимание. В конце беседы обязательно поблагодарить собеседника и еще раз напомнить, что его ответы будет очень полезны. Желательно сказать, где будут опубликованы материалы, как он может с ними познакомиться.
Интервью со взрослыми может длиться около часа, с детьми – не более 45 минут. Но если речь идет о глубоком интервью, тем более с экспертом, это время может значительно увеличиться.
Начинающим интервьюерам (и не только) лучше вести опрос вдвоем – один спрашивает, другой записывает. Кстати, если вы пользуетесь магнитофоном, нужно обязательно спросить собеседника, согласен ли он на это.
Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
Как правило, анкета, или вопросник, состоит из трех основных частей.
Вступление, или легенда
Здесь обычно коротко говорится о том, какова тема и задачи исследования (иногда она несколько модифицируется, чтобы быть доступной и понятной аудитории), кто проводит исследование, какова техника заполнения анкеты, гарантируется анонимность информации. Если это анкета, сообщается, куда ее
переслать. Во вступлении очень важно замотивировать опрашиваемого, чтобы
он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и
объективно, был бы благожелательно настроен.
Итак, основные компоненты вступления:
1) исследовательская организация,
2) тема и цель исследования,
3) мотивирование опрашиваемого,
4) информация о технике заполнения вопросника,
5) гарантирование анонимности ответов,
6) адреса для возврата опросника или контактов,
7) благодарность за участие в исследовании.
Основная часть
Здесь даются в соответствии с программой исследования вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. 
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых
правилах составления анкеты:
1. Никогда не нужно начинать со сложных или по психологическим мотивам трудных для опрашиваемого вопросов. Начинать следует с простых контактных вопросов, которые заставят человека втянуться в процесс анкетирования или интервью. Затем сложность вопросов нарастает к середине исследования. К концу, когда человек обычно устает, ставятся тоже более простые вопросы. Внутри анкеты можно перемежать трудные вопросы с простыми.
2. Вопросы должны быть сформулированы ясно, доступно, адекватно языку и восприятию данной аудитории.
3. Вопросы нужно составить таким образом, чтобы отвечающий на них хотел дать достоверные и искренние ответы.
4. Вопросы не должны задевать чести и достоинства опрашиваемых.
5. Нельзя в одном вопросе формулировать два вопроса («Читаете ли вы еженедельник “Черновик”? Нравится ли он Вам?»). Как правило, человек отвечает только на один вопрос. Но если он даже ответит на два, вам все равно придется их расчленять при обсчете и анализе информации.
6. Ни в коем случае нельзя наталкивать формулировкой вопросов на определенный ответ («Не правда ли, “Черновик” объективное издание?»).
7. В вопросе должны быть необходимые пояснения: сколько вариантов ответов можно выбрать в вопросе-меню, каким образом заполнить таблицы, каким значком обозначить выбранный ответ (кружком, галочкой, подчеркнуть и т. п.).
8. Если это анкетный опрос, то предпочтительнее, чтобы основная часть вопросов была закрыта, то есть имела варианты ответов – тогда ее легче обрабатывать, хотя, конечно, все зависит от целей исследования. Если опрос разведочный, имеющий целью получить как можно более разнообразную и новую информацию, анкета может включать достаточно большое количество открытых вопросов.
Но все-таки обычно открытых вопросов больше в интервью, особенно глубинных интервью, экспертных, когда важно получить мнения (даже редко  встречающиеся, но ценные с точки зрения исследователей).
9. Если нужно проверить объективность ответов, то наряду с основными вопросами предусматриваются контрольные.
10. Не стоит ставить их сразу после основного вопроса, лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что проверяют объективность его ответов.
11. В альтернативных вопросах ответы должны быть взаимоисключающими.
12. В вопросе-меню необходимо представить основные значения ответов, иначе можно получить искаженную информацию. Например, на вопрос: «Почему вы подписались на газету “Известия”?» в перечне можно пропустить ответ «по традиции, наша семья всегда ее выписывала» – и вы потеряете очень важный показатель причин подписки.
13. При составлении вопроса-меню важно соблюдать пропорцию между положительными и отрицательными ответами.
14. Варианты ответов должны формироваться по единому логическому основанию. Например, если вы сравниваете, какие темы интересуют читателя в прессе, нельзя наряду с темами политика, экономика, спорт и т. п. в варианты ответов записывать жанр – «репортаж».
15. Количество вопросов в основной части должно быть необходимым и достаточным: для массовой аудитории обычно не более 30, для школьников – не более 20. Хотя, например, журналистам, специалистам, вообще высокообразованной и заинтересованной в опросе аудитории, можно предложить и гораздо более длинный перечень вопросов.
16. Очень хорошо воспринимаются в анкете карикатуры или юмористические рисунки, которые поднимают настроение, заставляют критически мыслить, одновременно выполняя функцию релаксации, отдыха в нелегком деле заполнения вопросника.
Паспортичка, или объективка
(социально-демографические данные опрошенных)
Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке (пол, возраст, образование и т. п.) обычно являются группообразующими признаками. При обсчете информации важно не только получить так называемое «среднее по массиву», то есть суммированные мнения всех опрошенных, но и мнения различных групп населения. Вот поэтому очень важно, чтобы паспортичка была целиком заполнена, иначе анкету придется выбраковывать, она будет непригодна для счета по разным группам.
Итак, паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и
т. п. Короче, «объективка» включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.
Но наиболее часто в сегодняшней социологии группообразующими признаками являются пол, возраст, образование, род занятий, место жительства и уровень дохода. При этом разные исследовательские фирмы дают разные варианты ответов (закрытых) на вопросы о социально-демографических данных (естественно, кроме пола, где нет разночтений).
Возраст. Дробная периодизация возраста, принятая в государственной статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, 45–49, 50–59, 60–69, 70–79, 80 и старше. Но в социологических исследованиях обычно практикуется более крупное деление: 16–24, 25–29, 30–39, 40–49, 50–59, 60 лет и старше. Или еще более крупно: до 26, 27–55, 56 лет и старше.
Все зависит от объекта и целей исследования.

Основная литература:
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс. 2010.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1999

Комментарии

  1. Муслим Маликов20 декабря 2023 г. в 21:03

    Очень интересный пост. Спасибо большое!!!🙏🏻👍🏻

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за такую подробную и полезную информацию об анкетировании.
    София 3 ож

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за предоставленную информацию. Материал легкоусвояемый и интересный

    ОтветитьУдалить
  4. Даниял Гусейнов24 декабря 2023 г. в 19:41

    Благодарю за пост, почерпнул для себя немало нового!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse