Журналистика Великобритании XX в.

Британская радиовещательная компания – Би-Би-Си имеет статус общественной организации. В 1930-е годы наступил расцвет Би-Би-Си. К началу второй мировой войны ее передачи принимало 98% населения Британских островов. С ноября 1937 года Би-би-си начала регулярное телевещание. Но вскоре началась война, и телевизионные передачи прекратились до 1946 года. В военное время Би-Би-Си уверенно вышла на мировой уровень, вещая на 45 иностранных языках. Ее информационная продукция выгодно отличалась от германской радиопропаганды своей обстоятельностью и объективностью.
  Телевидение Би-би-си в 1946 году возобновило свои передачи, но, ввиду ограниченности средств и прикованности внимания руководства корпорации главным образом к радиовещанию, оно в первые послевоенные годы было лишено возможности быстро развиваться. Тем не менее, аудитория его постепенно росла. Если в 1947 году в домах англичан было всего 14560 телевизоров, то в 1948 году – уже 126567.
Поворотным моментом в истории СМИ Великобритании стало 2 июня 1953 года, когда коронацию Елизаветы II смотрели по телевидению 20 миллионов человек. Трансляция шла также на зарубежные страны, в том числе на США. В этот день аудитория британского телевидения впервые превысила радиоаудиторию. Наступила эпоха нового СМИ, которому суждено было стать впоследствии для большинства англичан основным источником познаний о мире, в котором они живут.
По данным исследования 1954 года, абонентная плата поступала к тому времени уже от 3,2 миллиона телезрителей, что означало охват телевидением примерно 20% всех квартир и частных домов Великобритании.
В 1953 году возникли две общественные организации, начавшие между собой ожесточенную полемику. Одна из них – Национальный телевизионный совет, возглавляемый леди Вайолет Картер и Кристофером Мэйхью, -выступала против коммерческого телевидения. Другая – Ассоциация популярного телевидения под руководством лорда Дерби – поставила своей задачей «пробудить общественность страны к осознанию опасностей – социальных, политических и культурных, которые несет в себе монополия на быстро развивающееся телевидение. 
В сентябре 1955 года начали вещание две первые компании, получившие лицензии на Лондон – «Ассошиэйтед-Редиффьюжн» и «Ассошиэйтед бродкастинг компани» (Эй-би-си). В феврале 1956 года компания «Ассошийэтед телевижн» (позднее переименованная в «Сентрел телевижн») начала вещание на Среднюю Англию, а в мае того же года компания «Гранада» – на Северную Англию. Эти четыре компании были объявлены «сетевыми», т. е., они были обязаны поставлять основные программы для всей сети коммерческого телевидения. В 1955 году создано также агентство новостей «Индепендент телевижн ньюс» (Ай-ти-эн), которое было коллективной собственностью всех коммерческих компаний и должно было поставлять для них информацию. Формирование сети коммерческого телевидения продолжалось до 1962 года, после чего Великобритания оказалась разделенной на 14 регионов вещания, примерно соответствовавших регионам вещания Би-би-си.
В первый год после создания финансовое положение независимого телевидения (Ай-ти-ви) было катастрофическим, что оно вынуждено было вести борьбу просто за выживание. В условиях, когда телеаудитория была очень небольшой (в 1955 году аудитория Ай-ти-ви в Лондоне не превышала 3% от числа всех британских квартиро- и домовладельцев), а доходы от рекламы практически отсутствовали, независимое телевидение вынуждено было прибегнуть к тем передачам, которые уже снискали себе коммерческий успех в США (в первую очередь, телевизионным играм), адаптировав их к вкусам британского зрителя. В 1957-58 г. аудитория Ай-ти-ви охватила 75% британских телезрителей. Лишь четверть аудитории осталась верной Би-би-си.
Вплоть до 1962 года Управление независимого телевидения продолжало политику фактического невмешательства в дела независимых телекомпаний и в вопросы их финансирования. Управление независимого телевидения позволяло им стабилизировать свое финансовое положение теми средствами, какие они считали наиболее эффективными.
В 1960 году расследования положения в коммерческом телевидении был создан комитет во главе с видным промышленником и финансистом Гарри Пилкингтоном, директором Английского банка и бывшим президентом Федерации британской индустрии. В докладе комитета, опубликованном в 1962 году, вещание Ай-ти-ви было подвергнуто уничтожающей критике за примитивность и безвкусность вещания.
Ее конкурент – Би-би-си, - которая раньше также подверглась нападкам государственных комитетов, хотя и по другой причине (за «скучность и элитизм») на этот раз был поставлен в пример. С. 10 После критики комитета Пилкингтона и издания в 1963 году нового Акта о вещании, обязавшего Ай-ти-эй резко ужесточить требования к качеству вещания, были разработаны обязательные требования к содержанию программ и их жанровому разнообразию, а также стандарты телерекламы.
В 1964 году начал вещание второй канал общественного телевидения – Би-би-си-2. Он сразу столкнулся с рядом серьезных трудностей. Перед ним встали обычные для всех новых каналов проблемы: ничтожные размеры аудитории и высокие расходы на производство программ. К этому добавились технические трудности. Би-би-си-2 должен был осуществлять вещание на более высоких частотах. К тому же, в 1966 году он стал первым в Великобритании каналом, начавшим, осуществлять цветное вещание (ан Би-би-си-1 и Ай-ти-ви оно началось три года спустя). Поэтому Би-би-си-2 начал вещать сначала в весьма скромных размерах, на первых порах только в Лондоне, потом в других крупных городах. Объем вещания Би-би-си-2 также долгое время был весьма скромным: всего по 4 часа в сутки, в вечернее время. Специфической чертой Би-би-си-2 было то, что все программы каждого вечера были объединены одной общей темой.
По мере того, как телевидение становилось господствующим средством массовой информации, радиовещание Би-би-си теряло свою популярность.
В 1968 году к четырнадцати регионам вещания коммерческого телевидения добавился пятнадцатый – Йоркшир, который был выделен в отдельный регион вещания.
Первые независимые (коммерческие) радиостанции появились в 1973 году. Это были две лондонские радиостанции: «Лондон бродкастинг компани» (Эл-би-си), передававшая новости и информацию, и «Кэпител рэйдио», передававшая радиоспектакли, развлекательные программы и музыку. Однако введение местного коммерческого радио не изменило существенно картины британского радиовещания, т. к. все четыре национальные радиостанции, охватывавшие вещанием всю страну, оставались в руках Би-би-си.
Телевидение же Великобритании вступило   в 70-е годы в период, который позже получил название его «золотого века». Становление второго канала Би-би-си позволило создать относительные устойчивость и равновесие между общественным и коммерческим телевидением. Однако стабильность «золотого века» объясняется не только устойчивым балансом между общественным и коммерческим телевидением, но и таким же балансом между серьезным и развлекательным началами в программах каждого из секторов. Этот баланс проявлялся как в жанровой специфике, так и в качестве программ. С одной стороны, общественное телевидение не стремилось быть только информационным и образовательным, а с другой – коммерческое телевидение не ограничивалось только развлечением. Каждое из них предлагало телезрителю смесь из серьезных программ, сделанных в развлекательном ключе, и развлекательных программ высокого качества.
В 70-е годы Би-би-си-2 окончательно нашел свое место в системе британского телевидения: он стал «культурным» каналом, каналом для элиты. Его обычные программы – опера, авангардистский театр, продолжительные научные передачи, образовательная программа «Открытый университет» и т. п. Даже когда Би-би-си-2 передает телевизионные игры, он сохраняет свой «интеллектуальный тон». Тем не менее, это равновесие между общественным и коммерческим телевидением порой нарушалось. 
Идея четвертого канала воплотилась в жизнь только после прихода в 1979 году к власти нового правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер. На этот раз были приняты все меры для того, чтобы пуск нового канала не вызвал на британском телевидении кризиса, подобного кризисам 1955 и 1962 годов. Финансирование четвертого канала было передано коммерческим компаниям, вещающим по третьему каналу (каналу Ай-ти-ви), за что они должны были получать доходы от рекламы, показываемой по четвертому каналу. Но, дабы сделать администрацию четвертого канала независимой от коммерческих вещателей, она должна была получать деньги из рук Управления  независимого вещания, которое в свою очередь, должно было собирать их в виде взносов от коммерческих компаний, оставляя определенный процент на собственное содержание.
В британском телевидении было отныне четыре канала: по два общественных и два коммерческих. Причем один их каждых этих двух (первый канал Би-би-си и третий коммерческий) был каналом для широкой аудитории, а другой (второй канал Би-би-си и четвертый коммерческий) был культурным каналом, каналом для меньшинства населения. В отличие от Би-би-си-2, который  ориентировался просто на образованное меньшинство, на элиту британского общества, четвертый канал был с самого начала задуман как канал для различных меньшинств: как этнико-национальных (негры, выходцы из Южной Азии и т. п.), так и социальных (пенсионеры, безработные, члены профсоюзов и т. п.), и «меньшинств по интересам» (любители оперы, джаза, охоты, рыбной ловли и т. п.). 
В 80-е годы развития эфирного телевидения в Великобритании пошло уже не по пути увеличения числа каналов, а по пути увеличения времени вещания. Эта экспансия началась в 1983 году открытием на Би-би-си утренней программы «Время завтрака» (нынешнее название – «новости за завтраком»), за которой последовало создание аналогичной программы на Ай-ти-ви («Доброе утро, Британия»), во многом копировавшей американскую «Доброе утро, Америка»

Комментарии

  1. Муслим Маликов27 марта 2024 г. в 22:25

    Большое большое спасибо. Очень полезная, хорошо и чётко поданная информация👍🏻

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо, очень интересная лекция ( Мокин Денис )

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за предоставленный интересный материал. Было очень интересно узнать о развитии журналистики в Великобритании

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за материал, жаль что исконно большая часть коммерческих стартапов все же была связана с политикой так или иначе, но зато журналистика поистине 4 власть! Было интересно!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Эмиль де Жирарден и газета La Presse