Устная и письменная традиции христианской риторики
Восточную традицию христианской риторики представляют: Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст
Григорий Богослов (ок. 326 — ок. 390 гг.) родился в семье епископа города Назианз (в современной Турции). Получив прекрасное домашнее и школьное образование, Григорий некоторое время учился риторике у известнейшего языческого оратора и ритора Либания, после чего продолжил обучение сначала в Александрии, а затем в Афинской академии, где основными предметами были риторика и софистика. По окончании учебы Григорий несколько лет преподавал в академии риторику. Вернувшись домой, он принял крещение и вскоре стал священником, а впоследствии — епископом. За свою многогранную деятельность Григорий получил почетное прозвище Богослов. Христианская Церковь с древних времен почитает его как великого вселенского учителя. Риторическое наследие Григория Богослова включает в себя 45 слов (гомилий) и 249 писем, а также 408 стихотворений. Григорий первым из византийских писателей и публицистов опубликовал собрание собственных писем. Он был самым цитируемым автором в Византии; Иероним Стридонский считал его одним из лучших ораторов.
Василий Великий (ок. 329–379 гг.) родился в Кесарии (современная Турция) и происходил из богатой семьи. Окончив школу, Василий продолжил учебу сначала в Константинополе у Либания, затем в Афинской академии, где подружился с Григорием Богословом. По возвращении на родину в Кесарию Василий сначала работал адвокатом, а затем, приняв сан, прошел все ступени церковной иерархии и прославился речами и беседами против еретиков. Современники еще при жизни прозвали Василия Великим и называли его трубой, оглашающей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь — с молнией. Из риторического наследия Василия Великого сохранились девять «Бесед на Шестоднев» (378 г.), 18 бесед на псалмы и 25 бесед на разные случаи, а также слова и 368 писем и посланий.
Иоанн Златоуст (344–407 гг.) родился в Антиохии (юг современной Турции) в богатой семье. Он получил блестящее языческое образование, в том числе у Либания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре решил посвятить себя Богу и принял монашество. В Антиохии Иоанн проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и снискал всеобщую любовь слушателей. Став архиепископом в Константинополе, Иоанн в проповедях обличал коррупцию в столице, гневно укорял высшее общество за отступление от евангельских истин. Ораторская критика Златоуста затрагивала все ступени власти, вплоть до императора. Естественно, что с ростом популярности смелого проповедника среди простого народа увеличивалась ненависть к нему со стороны высших слоев. В результате Иоанн был в 403 году разжалован и сослан. Но происшедшее вскоре в Константинополе землетрясение было воспринято как проявление Божиего гнева, и Златоуста пригласили вернуться. Но Иоанн в своих новых проповедях продолжал и дальше обличать власти, за что снова был со' слан. Он умер в ссылке, в самом отдаленном районе империи — недалеко от современной Пицунды в Абхазии. Реабилитировали великого проповедника только спустя десять лет после его смерти. Иоанн Златоуст успешно соединил в своем публицистическом творчестве нравственный пафос христианства с древней традицией греческого ораторского искусства. Современники язычники сравнивали силу слова Златоуста с речами Демосфена. Его проповеди затрагивали самые актуальные проблемы конца IV — начала V века. Во все времена Златоуст считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей. По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Цель проповедника — исправить грешника и утвердить его в добродетели. Началом и концом всякой добродетели Иоанн считал любовь к Богу и ближнему. Проповеди Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самое известное из его слов и творений — «Слово огласительное на Святую Пасху», которое вот уже семнадцать веков читается в каждой церкви с амвона во время пасхальной утрени. Иоанн Златоуст оставил около 240 писем, которые были написаны им различным адресатам из ссылок. Среди его эпистолярного наследия самые известные «Письма к Олимпиаде» — цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диаконисе Олимпиаде, находившейся, как и Златоуст, в изгнании. Кроме того, Иоанн составил «Чин Литургии» — важнейшей церковной службы, по которому до сих пор служит Православная Церковь, а также некоторые молитвы. Почетное прозвище Златоуст было дано Иоанну за исключительную силу проповеди уже после его смерти.
Либаний. Учитель и антагонист Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Либаний (314–393 гг.) был последним великим ритором языческой античности и самым известным среди современников софистом и мастером красноречия. Уже в 25 лет он стал членом Афинской академии (тогда как возрастной ценз для занятия подобных должностей в античном обществе всегда составлял 30 лет). В Константинополе Либаний открыл школу красноречия. Там учились не только великие христианские проповедники, но и будущий император Юлиан Отступник. Либаний был представителем так называемой «второй софистики». Современники называли его малым Демосфеном. Его творческое наследие состоит из 68 речей, 1607 писем и автобиографии. К языку Либания – безупречному образцу для подражания — не раз обращались современники и потомки. (Интересно, что великий ритор блестяще владел греческим и в то же время не знал латинского языка.) О большой популярности творчества Либания свидетельствует уникальный факт: до наших дней дошло более пятисот его трудов, причем это не только речи и письма, но даже школьные упражнения его учеников. Речи Либания затрагивают в основном государственные и общественные темы. Таковы, например, его «Надгробная речь Юлиану» (368 г.), речь «К импертору Феодосию в защиту храмов» (384 г.). Оратор горячо приветствовал реформу своего любимого ученика императора Юлиана, восстановившего на время культ языческих богов. Но, выступая против христианства, Либаний не сумел дать его глубокой и всесторонней критики, ограничиваясь лишь выражением презрения к христианам. Он очень переживал, что многие ученики его школы приняли христианство. Умирая, Либаний говорил, что своим преемником хотел бы видеть Иоанна Златоуста, «если бы его не похитили христиане».
Кирилл и Мефодий. Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья монахи Кирилл (827–869 гг.) и Мефодий (815–885 гг.) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии великим князем Ростиславом в Моравию (область современной Чехии), где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греко-византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллицы. Сама последовательность букв кириллицы, скорее всего, не случай' на: азбука, вероятно, представляла собою краткое, но очень информативное послание. Даже сегодня, спустя одиннадцать с половиной веков, можно понять некоторые слова этого послания: «Азъ буки веде глаголь добро есть живете зело земля иже и како люди мыслете нашъ онъ покой рцы слово твердо укъ фертъ херъ отъ цы червь ша ща еръ еры ерь ять ю юс кси пси фита ижица». Кирилл и Мефодий призывали людей, изучавших азбуку, к деланию добра и постижению истины. Таким образом, кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед, поскольку, обучаясь грамоте, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки, которые, прочно войдя в сознание, навсегда станови' лись нормами поведения и жизни.
Интересный пост, поднимающий важные аспекты христианской риторики. Устная и письменная традиции действительно играли ключевую роль в формировании христианской мысли и культуры. Восточная традиция, представленная такими мастерами, как Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст, демонстрирует богатство и разнообразие подходов к проповеди и писательству.
ОтветитьУдалитьРамазанова Мадина 3 ОЖ
Занимательный пост, затрагивающий важные аспекты христианской риторики. Устные и письменные традиции действительно имели значительное влияние на развитие христианской мысли и культуры. Восточная традиция, воплощенная такими выдающимися фигурами, как Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст, показывает разнообразие и богатство подходов к проповедям и писательству.
ОтветитьУдалитьАрсланбек Талибов 3ож
Полезный учебный материал представляет собой интересное введение в тему христианской риторики, фокусируясь на восточной традиции.
ОтветитьУдалитьВ целом, текст дает понятный краткий обзор вклада трех отцов Церкви в развитие христианской риторической традиции. Показывает, как классическое греческое ораторское искусство переплелось с христианским учением, формируя уникальный стиль проповеди, который оказал огромное влияние на христианскую культуру.
Четко и логично изложены стадии развития мысли, что позволяет лучше понять эволюцию социологической науки.
ОтветитьУдалитьМне понравился акцент на важности сравнительно-исторического метода и его роли в понимании общества как живого организма. Приведенные идеи Кареева о многообразии явлений, которые социология должна изучать, подчеркивают широту и глубину этой науки.
Текст не только информативен, но и вызывает глубокие размышления о значении этих исторических фигур для современности. Спасибо автору за столь увлекательное и познавательное исследование!
ОтветитьУдалитьОсобенно впечатляет, как Иоанн Златоуст смело обличал пороки власти, оставаясь верным своим идеалам.
Курбанова Абидат, 3ОЖ
Текст подчеркивает важность этих трех личностей не только в контексте христианства, но и в истории риторики и общественной мысли. Их жизнь и творчество служат примером того, как вера может сочетаться с активной гражданской позицией и высоким уровнем образования. Эти фигуры остаются актуальными для изучения как в духовном, так и в культурном контексте.
ОтветитьУдалитьТекст подчеркивает важность перевода богослужебных книг и создания славянской письменности для распространения христианства и культуры. Интерпретация кириллицы как "послания потомкам", зашифрованного в последовательности букв, делает ее более чем просто языковым инструментом.
ОтветитьУдалитьЯворская Камила 3 ОЖ.
ОтветитьУдалитьЗахватывающий пост, который затрагивает значимые аспекты христианской риторики. Устные и письменные традиции действительно оказали решающее влияние на развитие христианской мысли и культуры.
Он демонстрирует, как классическое греческое ораторское искусство переплелось с христианским учением, создавая уникальный стиль проповеди, оказавший значительное влияние на христианскую культуру.